СОДЕРЖАНИЕ
Введение...3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период...6
1.1.Проблема адаптации в современной зарубежной и отечественной психологии...6
1.2. Психологические особенности адаптации первоклассников к условиям обучение...14
1.3. Анализ подходов к психолого-педагогическому сопровождению первоклассников в адаптационный период...21
Выводы по первой главе...26
Глава 2. Опытно — поисковая работа по реализации психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период...28
2.1. Организация и методы исследования. Результаты первичной диагностики...28
2.2. Описание программы психологического консультирования первоклассников в адаптационный период...35
2.3. Анализ полученных результатов...39
Выводы по второй главе...43
Заключение...45
Список используемой литературы...47
Введение
Поступление ребенка в школу связано с возникновением значимого личностного новообразования – внутренней позиции школьника, представляющей тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика». В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее.
Психологическое консультирование в школах обретает в нашей стране всё более большую популярность. Это объясняется тем, что современные дети часто остаются одни из-за занятости родителей или из-за того, что у многих детей родители работают и живут за границей нашей страны. Таким образом, дети поставлены в ситуацию, когда им приходится раньше взрослеть.
Особенностью консультативной работы психолога в школе является то, что часто непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат – ребенок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог).
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу психологического консультирования первоклассников в адаптационный период.
Объект исследования: процесс адаптации первоклассников к условиям обучения в школе.
Предмет исследования: программа психологического консультирования адаптации первоклассников к школе.
Гипотеза исследования: можно предположить, что адаптация у детей будет более успешной к учебной деятельности, если будут учитываться индивидуально-личностные особенности детей; отношения родителей к ребенку и стиль воспитания в семье. И своевременное оказание помощи родителям будет способствовать более успешной адаптации младших школьников к учебным занятиям.
Опираясь на выдвинутые цель и гипотезу исследования, были
сформулированы следующие задачи:
1.Проанализировать основные подходы к рассмотрению понятия «адаптация» в зарубежных и отечественных трудах.
2.Провести анализ основных теоретических подходов к рассмотрению особенностей психолого-педагогической адаптации у первоклассников.
3.Проанализировать существующие подходы сопровождения первоклассников в адаптационный период.
4.Разработать и апробировать программу психологического консультирования первоклассников в адаптационный период.
5.Провести анализ результатов апробации программы, сформулировать выводы исследования.
База исследования. Исследование проводилось на базе МСОШ №___ г.____. Принимали участие 50 детей; педагоги и родители.
Теоретическими основаниями исследования выступают:
подход к изучению особенностей адаптации в процессе обучения (А.В. Сухарев, И.Л. Степанов, А.Н. Струкова, С.С. Луговский, Н.И.Халдеева);
подходы к изучению особенностей адаптации и дезадаптации в процессе обучения в школе (А. Л. Венгер; В. Н. Гуров; Т. В. Дорожевец; В. Н. Дружинина; В. П. Зинченко; В. Е. Коган; М.Г Петровский и др.);
подходы к пониманию психологической готовности к школьному обучению (Л. И. Божович; Н. И. Гуткина; Г. Г. Кравцова; Р. Овчарова; )
подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников (Э. Александровская; М. Битянова; Б. С. Братусь; И. В. Дубровина; Е. И. Исаева и др.).
Методы исследования:
обзорно-аналитическое теоретическое исследование психологической литературы по изучаемой проблеме;
методика психологического исследования с помощью анкеты для определения школьной мотивации (Н.Г.Лусканова), проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан), методика «Мое настроение в школе».
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная и апробированная нами программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников может быть использована в образовательных организациях, реализующих программы начального общего образования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Источник: RW-2300012108-11987 |