ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 KОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1.1 Понятие и сущность профилактики преступлений
1.2 Виды профилактики преступлений
2 ПРOФИЛАКТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
2.1 Профилактика насильственных преступлений.
2.2 Профилактика корыстных преступлений.
2.3 Профилактика должностных преступлений
2.4 Основа виктимологической профилактики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
УКАЗАТЕЛЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Законодательно-нормативные документы
Книги и статьи
Internet-источники
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Областная целевая программа профилактики преступлений и иных правонарушений в Челябинской области на 2012-2013 годы
ВВЕДЕНИЕ
Приоритетным направлением деятельности правоохранительных органов по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц от противоправных посягательств является профилактика преступлений и иных правонарушений.
Значимость профилактической работы определяется прежде всего тем, что она позволяет предупредить угрозу общественно опасного противоправного посягательства на стадии ее формирования и не дать реализовать ее деструктивный потенциал. Кроме того, достижение положительных результатов профилактической работы позволяет существенно снизить нагрузку на правоохранительные органы по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений и иных правонарушений, способствуя более качественному решению ими данных задач. Эти и многие другие факторы предопределяют первостепенную важность профилактической составляющей в государственной системе борьбы с правонарушениями.
Следует отметить, что после распада СССР работа в этом направ¬лении была существенно ослаблена. Односторонне интерпретируемые положения Конституции Российской Федерации о высшей ценности прав и свобод человека и гражданина и построении правовой государственности в России стали поводом для фактического демонтажа целостной государственной системы профилактики правонарушений, унаследованной Россией от Советского Союза, в котором она выстраивалась десятки лет и доказала свою высокую эффективность на практике. Вместе с последовательной либерализацией административного и уголовного законодательства и рядом иных мер такая политика привела к резкому росту преступлений и других правонарушений, существенному понижению результативности деятельности правоохранительных органов по борьбе с правонарушениями и, как следствие, - колоссальному падению уровня правовой защищенности граждан, общества и государства от противоправных посягательств.
Органы внутренних дел, выполняющие основную функциональную нагрузку по профилактике преступлений и иных противоправных посягательств, оказались лишены целого комплекса отработанных годами и действенных инструментов борьбы с правонарушениями, что не могло не сказаться на результативности их деятельности в рассматриваемой сфере. Сохранившиеся в арсенале государственных правоохранительных органов правовые средства и методы профилактического воздействия в силу их недостаточности и разрозненности не обеспечивают должного уровня решения задач борь¬бы с правонарушениями. Существенную деструктивную роль сыграло также свертывание деятельности ряда общественных институтов правоохранительной направленности и разрушение каналов коммуникации оставшихся из них с государственными правоохранительными органами.
В настоящее время нормативная правовая база федерального уровня в сфере профилактики правонарушений носит фрагментарный характер и характеризуется отсутствием ряда основополагающих законов в данной сфере. К их числу, прежде всего, стоит отнести следующие федеральные законы:
-об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации;
-об участии граждан Российской Федерации в обеспечении общественной безопасности;
-об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
-об основах профилактики бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий, средств к существованию;
-о домашнем аресте в Российской Федерации.
Проекты указанных законов разработаны МВД России и находятся в стадии согласования, но до настоящего момента ни один из них не принят.
Такое положение существенно затрудняет организацию работы органов внутренних дел и иных субъектов по профилактике правонарушений. Ведомственное правовое регулирование в данной сфере не способно компенсировать пробелы федерального законода¬тельства, так как большая часть мероприятий профилактического характера связана с ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина, которое допускается только федеральным законом.
Острой проблемой остается фактическое отсутствие механизмов профилактической работы с лицами, ранее совершавшими преступления (прежде всего, административного надзора за поведением ранее судимых лиц), злоупотребляющими спиртными напитками и наркотическими средствами, без определенного места жительства и средств к существованию.
Отсутствие значимых нормативных и институциональных компо¬нентов федерального уровня государственной системы профилакти¬ки преступлений и иных правонарушений существенно снижает его потенциал и обуславливает необходимость активизации профилак¬тической работы на региональном и муниципальном уровне. В этой связи важный вклад в создание такой системы внесли принятые в субъектах Российской Федерации программы профилактики правонарушений, предусматривающие широкий и разнообразный комплекс мер профилактического характера.
Выбор темы обусловлен ее актуальностью, теоретической значимостью и практической целесообразностью для современной России, а также для теории и практики деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступности.
В данной квалификационной работе проведен анализ профилактики отдельных видов преступлений (насильственных, должностных, корыстных, виктимология), потому что данные виды преступлений на сегодняшний день являются с высоким и средним уровнем латентности, особо распространенными и поэтому нуждаются в рассмотрении и анализе их профилактики.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи и по поводу совершения преступлений, а также криминогенных процессов и явлений, связанных с ними.
Предмет исследования – система профилактических мер криминологического характера.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование концептуальных основ профилактики преступлений, а также профилактики отдельных видов преступлений.
Цель определила решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие и сущность профилактики преступлений;
2. Рассмотреть виды профилактики преступлений;
3. Провести анализ профилактики насильственных преступлений;
4. Рассмотреть профилактику корыстных преступлений;
5. Изучить профилактику должностных преступлений;
6. Раскрыть основу вактимологической профилактики;
7. Подвести выводы.
Методологической основой исследования выступают принципы детерминизма, развития, единства человека и окружающего мира, а также принципы теории и практики криминологической науки.
При проведении исследования использовались следующие методы: исторический, диалектики и синтеза, статистический метод, метод анализа, обобщения.
Теоретической и эмпирической базой исследования выпускной квалификационной работы явились Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс, Региональная программа предупреждения преступности, комментарии к правовым источникам, учебно-правовая литература, статьи из научно-правовых журналов.
Проблемами профилактики преступлений занимались Ю.М. Антонян, А.И. Алексеев, М.А. Алексеева, Антонов-Романовский, Е. Бафия, Б.С. Братусь, Н.П. Водько, И.А. Возгрин, С.И. Голик, Л.Д. Гаухман, Я.И. Гилинский, А.А. Глухова, К.И. Джаянбаев, А.Э. Жалинский, В.Ф. Зудин, С.В. Землюков, А.И. Долгова, С.М. Иншаков, В.П. Сальникова, А.И. Долгова, В.Д. Малков, В.Н. Кудрявцев, В.Н. Бурлаков и др.авторы.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы при подготовке специалистов юридического профиля, изучающих криминологию, связанные с профилактикой преступления, на юридических факультетах.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, содержание 6 параграфов, заключение и библиографический список (включающий 57 источников).
Источник: RW-2300000871-0874 |