Задание 1 Вопрос 1. Предметом социологии, согласно Н.Смелзеру, является: 1) совокупность социальных связей и отношений; 2) социальная система; 3) общество современного типа; 4) социальное поведение; 5) психические процессы. Вопрос 2. Социология как наука возникает: 1) на рубеже 19-20 веков; 2) в 30-е годы 19 века; 3) во второй половине 20 века; 4) в 18 веке; 5) в 6 веке до н.э. Вопрос 3. Общественные отношения в наименьшей степени из перечисленного связаны: 1) с экономическими факторами; 2) с химическими процессами; 3) с политическими отношениями; 4) с культурными факторами; 5) с психологическими факторами. Вопрос 4. Важнейшей задачей прикладной социологии является: 1) проведение социологических опросов; 2) управление социальными процессами; 3) выявление социальных закономерностей; 4) построение математических моделей; 5) формулирование теоретических положений. Вопрос 5. Социологическое знание отличается от обыденного: 1) использованием особого терминологического аппарата; 2) соответствием реальности; 3) опорой на факты; 4) рациональной обоснованностью; 5) практической применимостью.
Задание 2 Вопрос 1. Социология выделилась из: 1) антропологии; 2) теологии; 3) истории; 4) экономической теории; 5) философии. Вопрос 2. Социальные законы проявляются: 1) как всеобщие; 2) как необходимые; 3) как законы природы; 4) как законы мышления; 5) как законы-тенденции, реализующиеся конкретными людьми при определенных условиях. Вопрос 3. Согласно О.Конту, социология опирается на: 1) биологию; 2) экономику; 3) культуру; 4) политику; 5) психологию. Вопрос 4. Рассматривал общество по аналогии с живым организмом: 1) К.Маркс; 2) Ф.Теннис; 3) Г.Спенсер; 4) Э. Дюркгейм; 5) М.Вебер. Вопрос 5. Какие факты общественной жизни, согласно Дюркгейму, принудительно воздействуют на человека, подобно природным: 1) идеология; 2) политика; 3) искусство; 4) «коллективные представления»; 5) «дух капитализма».
Задание 3 Вопрос 1. Мыслитель, который рассматривал развитие общества как последовательную смену общественно-экономических формаций: 1) М.Вебер; 2) Э.Дюркгейм; 3) Г.Зиммель; 4) К.Маркс; 5) Ф.Теннис. Вопрос 2. Главное назначение социологии Э.Дюркгейм видит: 1) в познании общественных связей и отношений; 2) в объяснении различных социальных типов личности; 3) в создании теории бесклассового общества; 4) в содействии интеграции общества; 5) в содействии борьбе с бедностью. Вопрос 3. Возникновение капитализма было подготовлено протестантской этикой, согласно: 1) Г.Риккерту; 2) Г.Зиммелю; 3) В.Парето; 4) М.Веберу; 5) О.Конту. Вопрос 4. Главной заслугой В.Парето в социологии является: 1) анализ «социальных фактов»; 2) построение системной модели общества, учитывающей своеобразие общественной жизни; 3) исследование социальных типов личности; 4) разработка метода, позволяющего постигнуть значение и смысл человеческих действий; 5) открытие «закона трех стадий». Вопрос 5. «Отцом-основателем» социологии считается: 1) Г.Спенсер; 2) Э. Дюркгейм; 3) О.Конт; 4) К.Маркс; 5) В.Парето.
Задание 4 Вопрос 1. Представителем руссофильского направления в социальном мышлении России является: 1) А.И.Герцен; 2) К.П.Победоносцев; 3) Д.И.Писарев; 4) Н.Г.Чернышевский; 5) В.Г.Белинский. Вопрос 2. Н.А.Данилевский первым в истории социологии сформулировал: 1) учение о поступательном развитии общества; 2) учение о циклическом ходе истории; 3) учение о единой линии развития мировой истории; 4) учение о культурно-исторических типах, проходящих жизненный цикл от рождения до смерти; 5) учение об общественно-экономических формациях. Вопрос 3. Русский мыслитель, который первым ввел в социологию термины «антропологизм», «субъектный метод»: 1) Н.К.Михайловский; 2) Н.Я.Данилевский; 3) Н.И.Кареев; 4) П.Л.Лавров; 5) А.А.Богданов. Вопрос 4. Для современной академической социологии характерно: 1) первичный сбор и аналитическая обработка фактов общественной жизни; 2) применение преимущественно эмпирических методов исследования; 3) стремление к идейно-теоретическому и методологическому плюрализму. 4) практическая направленность. 5) решение проблем познания с опорой на эмпирические и теоретические методы исследования. Вопрос 5. Какой мыслитель наиболее важными группами интересов для развития общества считал психологические, альтруистические и религиозные: 1) Е.В. де Роберти; 2) А.А.Богданов; 3) М.И.Туган-Барановский; 4) Н.И.Кареев; 5) Н.К.Михайловский.
Задание 5 Вопрос 1. Согласно теориям «экологического детерминизма», определяющим фактором общественного развития является: 1) уровень развития производства; 2) уровень развития науки и техники; 3) уровень материального благосостояния общества; 4) характер взаимодействия человека и природы; 5) характер взаимодействия людей в обществе. Вопрос 2. Теорию социальной мобильности сформулировал: 1) Г.Спенсер; 2) П.Сорокин; 3) Ф.Теннис; 4) О.Шпенглер; 5) Г.Зиммель. Вопрос 3. Слово «культура» пришло в русский язык: 1) из древнегреческого; 2) из древнееврейского; 3) из латинского; 4) из церковнославянского; 5) из древнеславянского. Вопрос 4. Классическое определение понятия «культура» дано: 1) Дж.Фрэзером; 2) Л.Уайтом; 3) Э.Тайлором; 4) О.Шпенглером; 5) Ж.Ж.Руссо. Вопрос 5. Основные положения теории «демографического детерминизма» сформулировал: 1) Ж.Ж.Руссо; 2) О.Шпенглер; 3) Г.Спенсер; 4) О.Конт; 5) Д.Белл.
Задание 6 Вопрос 1. Представителей движения «хиппи» мы можем отнести: 1) к доминирующей культуре; 2) к субкультуре; 3) к контркультуре; 4) к элитарной культуре; 5) к народной культуре. Вопрос 2. Формализованные нормы, требующие неукоснительного соблюдения, называются: 1) правовыми; 2) нравственными; 3) нормами морали; 4) нравами; 5) традициями. Вопрос 3. Культурным элементом можно назвать: 1) джазовую композицию; 2) ритуальный танец; 3) поклон певца после выступления; 4) кинофильм; 5) торговую сделку. Вопрос 4. Наиболее продуктивный способ существования общества базируется: 1) на этноцентризме; 2) на культурном реализме; 3) на национализме; 4) на сочетании энтоцентризма и культурного реализма; 5) на космополитизме. Вопрос 5. Признание за другими культурами возможности собственной интерпретации «наших» культурных образцов характерно для позиции: 1) этноцентризма; 2) космоцентризма; 3) антропоцентризма; 4) плюрализма; 5) монизма.
Задание 7 Вопрос 1. Сходство человека с другими живыми существами проявляется в: 1) в наличии языка; 2) в биологической наследственности; 3) в уникальном индивидуальном опыте; 4) в религиозности; 5) в чувстве юмора. Вопрос 2. Человеческое «Я», открывающееся через реакции других, Ч.Кули называл: 1) «обобщенным другим»; 2) «зеркальным Я»; 3) Я-образом; 4) Сверх Я; 5) «значимым другим». Вопрос 3. Необходимым признаком существования социальной группы является: 1) ожидания каждого члена группы относительно других ее членов; 2) наличие духовной общности у членов группы; 3) терпимое отношение к религиозным взглядам членов группы; 4) территориальная общность; 5) общие увлечения членов группы. Вопрос 4. Футбольные болельщики представляют собой: 1) аудиторию; 2) социальный круг; 3) случайную толпу; 4) обусловленную толпу; 5) касту. Вопрос 5. Наиболее близкими к устойчивым социальным группам среди квазигрупп являются: 1) социальные круги; 2) аудитории; 3) обусловленные толпы; 4) действующие толпы; 5) экспрессивные толпы.
Задание 8 Вопрос 1. «Пассионарии», согласно Н.Гумилеву,: 1) рационально-мыслящие люди; 2) религиозные фанатики; 3) деклассированные слои населения; 4) наиболее энергичные и одаренные люди; 5) стойкие и непреклонные войны. Вопрос 2. В основе социальной стратификации лежат ценностные ориентации членов общества, согласно: 1) К.Дэвису; 2) П.Сорокину; 3) Т.Парсонсу; 4) У.Муру; 5) А.Тойнби. Вопрос 3. Принадлежность к определенному общественному классу зависит: 1) от наличия или отсутствия собственности; 2) от уровня интеллектуального развития; 3) от древности рода; 4) от религиозной веры; 5) от нравственных установок. Вопрос 4. Три основные ценности, с распределением которых Дж.Ленски связывает социальную стратификацию: 1) свобода, равенство, братство; 2) секс, наркотики, рок-н-ролл; 3) власть, привилегии, престиж; 4) тайна, власть, авторитет; 5) благосостояние, влияние, мода. Вопрос 5. Автором работы «Янки-сити» является: 1) У.Л.Уорнер; 2) Дж.Ленски; 3) Т.Парсонс; 4) М.Вебер; 5) Г.Зиммель. Задание 9 Вопрос 1. Диффузия возникает как следствие: 1) тесного контакта между социальными группами; 2) демонстрации возможностей инноваций; 3) технической оснащенности общества; 4) изолированности социальных групп друг от друга; 5) договоренности ученых-социологов. Вопрос 2. Внедрение инноваций в общественную жизнь: 1) подрывает устои традиционной культуры; 2) приводит к отказу от инноваций; 3) вносит новые культурные образцы; 4) не влияет на культуру; 5) способствует изолированности определенных культур. Вопрос 3. Положительным значением конкуренции является: 1) борьба руководителей за влияние в организации; 2) текучесть кадров; 3) разобщенность коллектива; 4) стимулирование личности к высоким результатам труда; 5) формирование подозрительного и недружелюбного отношения работников друг к другу. Вопрос 4. Когда внуки переселенцев воспринимают культуру новой родины как собственную, происходит: 1) диффузия; 2) инкультурация; 3) социализация; 4) аккультурация; 5) ассимиляция. Вопрос 5. Одним из методов распределения недостаточного вознаграждения является: 1) кооперация; 2) солидарность; 3) забастовка; 4) сотрудничество; 5) конкуренция. Задание 10 Вопрос 1. Социальные движения, направленные на приостановку или искоренение произошедших в обществе изменений, называются: 1) утопическими движениями; 2) движениями сопротивления; 3) революционными движениями; 4) экспрессивными движениями; 5) движениями за реформы. Вопрос 2. Борьба за эмансипацию женщин относится: 1) утопическим движениям; 2) к движениям сопротивления; 3) к экспрессивным движениям; 4) к движениям сексуальных меньшинств; 5) к движениям за реформы. Вопрос 3. Личность, живущая на грани нескольких культур и не относящая себя ни к одной из них, называется: 1) асоциальной; 2) преступной; 3) маргинальной; 4) мобильной; 5) изолированной от общества. Вопрос 4. Согласно Р.Хеберле, невротиков и психопатов привлекает в экстремистских социальных движениях: 1) единение с себе подобными; 2) цель движения; 3) средства, используемые для достижения целей; 4) мотивы движения; 5) перспектива стать лидерами. Вопрос 5. Изменение социального статуса: 1) не влияет на чувство социальной несправедливости индивида; 2) обостряет чувство социальной несправедливости; 3) ослабляет чувство социальной несправедливости; 4) укрепляет семейные связи; 5) влечет за собой разрыв семейных связей.
Задание 11 Вопрос 1. Служебное повышение, согласно учению П.Сорокина, относится: 1) к горизонтальной семейной мобильности; 2) к горизонтальной территориальной мобильности; 3) к политической вертикальной мобильности; 4) к экономической вертикальной мобильности; 5) к профессиональной вертикальной мобильности. Вопрос 2. Социальные системы, для которых занятие индивидами определенных позиций в обществе закреплено происхождением и исключена возможность достижения индивидами более высоких статусов, называются: 1) племенами; 2) классами; 3) стратами; 4) родами; 5) кастами. Вопрос 3. Брак с представителем или представительницей более высокого социального статуса не даст ничего хорошего, если: 1) индивид не поменяет свои увлечения; 2) индивид не умеет быть доброжелательным; 3) индивид не обладает сильным характером; 4) индивид не готов к быстрому усвоению новых культурных образцов; 5) индивид не обладает высоким уровнем интеллекта. Вопрос 4. Если в дружеском кругу один из рабочих становится мастером, то: 1) возникает конфронтация; 2) остальные рабочие увольняются; 3) дружеские отношения, как правило, распадаются; 4) дружеские отношения, как правило, укрепляются; 5) отношения в группе не изменяются. Вопрос 5. Вертикальная социальная дистанция или число страт, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени, называется: 1) скоростью мобильности; 2) интенсивностью мобильности; 3) концентрацией мобильности; 4) каналом мобильности; 5) статусным окружением.
Задание 12 Вопрос 1. Общество может существовать без конфликтов, согласно: 1) Г.Зиммелю; 2) К.Марксу; 3) Л.Козеру; 4) Э.Гидденсу; 5) Р.Дарендорфу. Вопрос 2. Р.Дарендорф в основание конфликтов в обществе положил: 1) экономические факторы; 2) культурные факторы; 3) религиозные факторы; 4) этнические различия; 5) политические факторы. Вопрос 3. По мнению П.Сорокина, социальные конфликты возникают тогда, когда: 1) люди стремятся к доминированию; 2) на всех людей не хватает природных ресурсов; 3) люди не контролируют свои эмоции; 4) не удовлетворяются базовые потребности людей; 5) усиливается социальная мобильность. Вопрос 4. Важнейшим условием преодоления конфликта является: 1) обоюдная заинтересованность сторон в разрешении сложившейся ситуации; 2) привлечение к нему третьей стороны; 3) эмоциональная разрядка участников конфликта; 4) обращение за консультацией к конфликтологу; 5) отказ одной сторон от своих целей. Вопрос 5. Конфликт по поводу распределения власти считается: 1) экономическим; 2) национально-этническим; 3) политическим; 4) религиозным; 5) идеологическим.
Задание 13 Вопрос 1. Собственность, обмен, деньги относятся к: 1) социокультурным институтам; 2) политическим институтам; 3) экономическо-социальным институтам; 4) воспитательным институтам; 5) нормативно-санкционирующим институтам. Вопрос 2. Семья – это: 1) социальный институт; 2) форма отношений между мужчиной и женщиной; 3) форма отношений между родителями и детьми; 4) уставная форма отношений; 5) социальный круг. Вопрос 3. Нуклеарная семья представляет собой: 1) супружескую пару с детьми, не состоящими в браке; 2) семью, включающую в себя два или более поколений; 3) семью, включающую мать и детей; 4) семью, включающую отца и детей; 5) полигамную семью. Вопрос 4. Семейная жизнь в современном государстве регулируется, прежде всего: 1) правовыми нормами; 2) эстетическими нормами; 3) экономическими нормами; 4) политическими нормами; 5) религиозными нормами. Вопрос 5. Основной функцией семьи является: 1) досуговая; 2) эмоциональная; 3) экономическая; 4) воспитательная; 5) репродуктивная.
Задание 14 Вопрос 1. Для первобытных верований характерен: 1) монотеизм; 2) дуализм; 3) политеизм; 4) деизм; 5) плюрализм. Вопрос 2. К монотеистическим религиям относится: 1) буддизм; 2) сикхизм; 3) синтоизм; 4) даосизм; 5) парсизм. Вопрос 3. Характерной чертой сознания верующего является: 1) преобладание в нем эмоционально-аффективных свойств; 2) умиротворение; 3) рациональность; 4) сосредоточенность; 5) открытость. Вопрос 4. Основной формой современной религиозной организации является: 1) секта; 2) церковь; 3) деноминация; 4) монастырь; 5) патриархат. Вопрос 5. Существенной особенностью современного этапа развития религии в западных странах является: 1) неравномерное развитие различных религиозных направлений; 2) терпимое отношение представителей различных религиозных направлений друг к другу; 3) секуляризация; 4) усиление роли национальных религий; 5) увеличение числа верующих.
Задание 15 Вопрос 1. Религия способствует сплочению людей, выполняя: 1) регулятивную функцию; 2) интегративную функцию; 3) мировоззренческую функцию; 4) психотерапевтическую функцию; 5) коммуникативную функцию. Вопрос 2. Секуляризация – процесс: 1) усиления влияния политики в современном обществе; 2) усиления влияния религии; 3) коммуникации верующих; 4) освобождения от влияния религии на различные социальные институты; 5) установления религиозных ограничений. Вопрос 3. Основной характеристикой социальных организаций, согласно П.Глау и У.Скотту, является: 1) направленность на достижение цели; 2) наличие взаимодействия людей; 3) рациональные установки членов организации; 4) регламентированность; 5) наличие формальной структуры. Вопрос 4. При исследовании социальных организаций преимущественное внимание кооперации людей уделяли: 1) Д.Марч, Г.Саймон; 2) К.Б.Барнард; 3) А.Этциони; 4) П.Блау и У.Скотт; 5) К.Дэвис. Вопрос 5. Социальное взаимодействие и коммуникация рассматриваются в качестве основы любой формальной организации: 1) в «интеракционистической модели»; 2) в модели «организации-машины»; 3) в теории Ф.Тейлора; 4) в теории Ч.Барнарда; 5) в теории М.Вебера.
Задание 16 Вопрос 1. Важнейшим признаком организации является: 1) обладание формальной структурой; 2) целесообразность; 3) предсказуемость действий ее членов; 4) согласованность действий ее членов; 5) все вышеперечисленные признаки являются важнейшими. Вопрос 2. Нормативная структура организации включает в себя: 1) нормы, традиции, ценности; 2) обычаи, идеалы, устои; 3) нормы, ценности, ролевые ожидания; 4) правила, уставы, приказы; 5) законы, установления, эдикты. Вопрос 3. Фактический порядок организации можно представить в качестве: 1) поведенческой структуры; 2) нормативной структуры; 3) правовой структуры; 4) абстрактной структуры; 5) идеальной структуры; Вопрос 4. Цели организации устанавливаются: 1) для слаженной работы членов организации; 2) для установления неформальных отношений между членами организации; 3) для рационализации деятельности; 4) для удовлетворения коллективных потребностей; 5) для совершенствования структуры организации. Вопрос 5. При социологическом подходе к изучению организации исследуются: 1) мотивации работников организации; 2) способы эффективного управления организацией; 3) информационные потоки; 4) взаимосвязи и взаимоотношения организации с обществом в целом; 5) цели и задачи деятельности организации.
Задание 17 Вопрос 1. Современный человек западного общества ориентируется преимущественно на: 1) чувственное понимание действительности; 2) на религию; 3) на рациональный стиль поведения; 4) на интуитивный стиль поведения; 5) на мистический опыт. Вопрос 2. Ф.Тейлор полагал, что рядовой работник организации является: 1) участником управления; 2) генератором творческих идей; 3) инициатором нововведений; 4) участником производственного процесса; 5) правильны все вышеперечисленные ответы. Вопрос 3. Ученый, разработавший модель «организации-машины»: 1) Ч.Барнард; 2) Ф.Тейлор; 3) Г.Саймен; 4) Ф.Селзник; 5) А.Файоль. Вопрос 4. Обязательным условием институционализации организации является: 1) формирование системы социального контроля; 2) возможность служебной карьеры для членов организации; 3) забота о здоровье членов организации; 4) организация благоприятных условий трудовой деятельности; 5) возможность персонала обновлять свои знания. Вопрос 5. Согл