Семинар1. Найдите правильный ответ и отметьте его в карточке ответов.. Вопрос 1. В чем состоит цель прогнозирования: 1. в поиске лучшего решения из нескольких предложенных; 2. вариантном предвидении предстоящего развития общественного воспроизводства; 3. выполнении плановых расчетов. Вопрос 2. Что принято понимать под системой социально-экономического прогнозирования: 1. экономико-математические методы расчета плановых показателей; 2. комплексную оценку исходной информации; 3. единство методологии, организации и разработки прогнозов. Вопрос 3. Какие виды прогнозов охватывают движение народонаселения: 1. социального развития; 2. демографические; 3. научно-технические. Вопрос 4. На каких методах основано прогнозирование: 1. прогностических; 2. аналитических; 3. оценочных. Вопрос 5. На основании какого показателя в директивной экономике была принята классификация прогнозов и планов: 1. эффективности использования основных средств; 2. календарного периода; 3. выполнения плановых показателей. Вопрос 6. Как в прогнозировании принято называть самостоятельную часть одного из циклов товара: 1 период; 2 фаза; 3 этап. Вопрос 7. Как называется прогноз, устанавливающий пути и сроки достижения определенных целей прогнозирования: 1 нормативный; 2 поисковый; 3 венчурный. Вопрос 8. Каким термином в прогнозировании принято характеризовать точность и достоверность прогноза: 1. диагноз; 2. верификация; 3. проспекция. Вопрос 9. Какой вид планирования охватывает блоки подсистемы товара: 1. текущее; 2. стратегическое; 3. оперативно-календарное. Вопрос 10. Какой характер носит планирование: 1. информационный; 2. директивный; 3. рекомендательный. Вопрос 11. Из скольких этапов состоит научный анализ: 1. трех; 2. четырех; 3. пяти. Вопрос 12. Какой подход в прогнозировании предполагает рассмотрение объекта исследования в его связи с другими процессами и явлениями: 1. исторический; 2. логический; 3. комплексный.
Семинар 2. Найдите правильный ответ и отметьте его в карточке ответов. Вопрос 1. Сколько методов прогнозирования используется на практике в качестве основных: 1. 30; 2. 20; 3. 10. Вопрос 2. Сколько видов прогнозов различают по видам упреждения: 1. 5; 2. 6; 3. 9. Вопрос 3. Как изменяются уровни иерархии прогноза по степени охвата: 1. не изменяются; 2. постоянно трансформируются; 3. незначительно. Вопрос 4. К какому предмету прогнозирования относятся задачи с преобладанием значимости неопределенных условий: 1. теории игр; 2. оценке; 3. анализу. Вопрос 5. Какие виды прогнозов используются при составлении годичных планов: 1. среднесрочные; 2. долгосрочные; 3. краткосрочные. Вопрос 6. Какой вид прогноза предполагает диапазон значений прогнозируемого показателя: 1. вариантный; 2. интервальный; 3. альтернативный. Вопрос7. К каким методам экспертных оценок относят : сценарии, метод «интервью», аналитические докладные записки: 1. индивидуальным; 2. коллективным; 3. экстраполяции трендов. Вопрос 8. Для какого метода характерны коллективная генерация идей и и творческое решение проблем: 1. «комиссий»; 2. «круглого стола»; 3. «мозговых атак». Вопрос 9. Какие методы прогнозирования позволяют получить прогнозную оценку состояния развития объекта в будущем независимо от информационной обеспеченности: 1. опережающие; 2. интуитивные; 3. экспертные. Вопрос 10. Какой метод экспертных оценок является наиболее распространенным: 1. морфологического анализа; 2. Дельфи; 3. «коллективной генерации идей». Вопрос 11. Что может производиться при изучении временных рядов: 1. ретроспективная экстраполяция; 2. формальная экстраполяция; 3. интерполирование промежуточных уровней. Вопрос 12. Назначение какого метода прогнозирования является определение объективного представления о перспективах развития узкой области науки и техники: 1. экспоненциального сглаживания; 2. эвристического; 3. скользящей средней.
Семинар 3. Найдите правильный ответ и отметьте его в карточке ответов. Вопрос 1. На что ориентирован основной (целевой) вариант прогноза развития страны в утвержденной Правительством РФ Программе от 31 марта 1997 г. № 360: 1. полную реализацию поставленных задач; 2. резкий рост промышленного производства; 3. улучшение социального положения трудящихся в течение 2-х лет. Вопрос 2. Из скольких разделов состоит прогноз социально-экономического развития РФ на период 1999-2001 гг.: 1. 10; 2. 12; 3. 14. Вопрос 3. Какая государственная деятельность должна обеспечивать создание инновационно-восприимчивой среды: 1. внешнеэкономическая; 2. инновационная; 3. социальная. Вопрос 4. Что является основой принятия государственных решений в научно-технической сфере: 1. инновационный климат; 2. уровень развития производительных сил; 3. прогнозирование и планирование. Вопрос 5. К какому виду технологий относятся аэрокосмические, информационные, лазерные и биотехнологии: 1. наукоемкие; 2. сберегающие; 3. прогрессивные. Вопрос 6. Как называется вопрос, используемый в анкетировании специалистов, когда требуется замаскировать цель экспертизы: 1. открытый; 2. косвенный; 3. закрытый. Вопрос 7. С помощью какого метода прогнозирования выявляется преобладающее суждение специалистов по какому-либо вопросу: 1. Дельфи; 2. интервью; 3. индивидуального. Вопрос 8. Какой метод прогнозирования разработал академик В.М. Глушков: 1. Дельфи; 2. «Перт»; 3. программного прогнозирования. Вопрос 9. Что является информационным массивом для разработки прогнозов методом эвристического прогнозирования: 1. набор таблиц и анкет; 2. перечень вопросов; 3. инструкция по заполнению. Вопрос 10. Как называется решение, определяющее максимально допустимые затраты труда на единицу продукции: 1. норматив; 2. норма; 3. критерий. Вопрос 11. На каком уровне в организации разрабатываются задачи планирования экспериментов: 1. ПЭВМ; 2. коллективных пользователей; 3. АРМ. Вопрос 12. Создание каких систем является важным направлением совершенствования АСУ в проектировании и управлении испытаниями: 1. локальных; 2. интегрированных; 3. персональных.
Семинар 4. Найдите правильный ответ и отметьте его в карточке ответов. Вопрос 1. Что позволяет обеспечить функциональную полноту, достоверность и точность прогноза: 1. выбор метода прогнозирования; 2. анализ объекта прогнозирования; 3. проведение прогнозного моделирования. Вопрос 2. Что составляет фундаментальную основу предпринимательской деятельности: 1. планирование; 2. прогнозирование; 3. выбор оптимального решения. Вопрос 3. Какой характер управленческого решения порождает неопределенность в оценке последствий каждого решения: 1. технологический; 2. венчурный; 3. прогнозный. Вопрос 4. Сколькими функциями представлен процесс управления: 1. тремя; 2. четырьмя; 3. пятью. Вопрос 5. Какой выбор метода прогнозирования может привести к ошибкам и перерасходу средств: 1. неправильный; 2. точный; 3. неопределенный. Вопрос 6. Что необходимо выполнить для верификации прогноза: 1. выполнить математические расчеты; 2. практическую реализацию; 3. изменить параметры задачи. Вопрос 7. Какой вид менеджмента использует прогнозирование по аналогии: 1. традиционный; 2. ситуационный; 3. морально-этический. Вопрос 8. Какой вид менеджмента использует структурное прогнозирование: 1. ситуационный; 2. системный. 3. Все ответы верны Вопрос 9. Какой вид менеджмента предполагает оценку значимости влияния последствий принимаемых решений: 1. системный; 2. традиционный; 3. социально-этический. Вопрос 10. Какой вид менеджмента требует прогноза направления изменения параметров в результате стабилизирующих управляющих воздействий: 1. традиционный; 2. стабилизационный; 3. ситуационный. Вопрос 11. Что должен обеспечивать объем описания метода прогнозирования: 1. практическое использование; 2. принятие управленческих решений; 3. выбор оптимального варианта прогнозирования. Вопрос 12. Что должно предшествовать изложению каждого из вида прогнозирования: 1. оценка принимаемого решения; 2. краткая характеристика условий применения; 3. поиск оптимального варианта.
Семинар 5. Найдите правильный ответ и отметьте его в карточке ответов. Вопрос 1. К какому методу прогнозирования относятся: прогнозный сценарий и морфологический анализ: 1. функционально-логического; 2. структурное; 3. математическое. Вопрос 2. Требованием к разработке какого вида анализа является полное отсутствие какого-либо предварительного суждения: 1. логического; 2. нормативного; 3. морфологического. Вопрос 3. Какие методы прогнозирования чаще используются при ситуационном и социально-этическом менеджменте: 1. аналитические; 2. математические; 3. статистические. Вопрос 4. На сколько этапов может быть разделена условно-прогнозная экстраполяция: 1. два; 2. три; 3. четыре. Вопрос 5. Какой метод анализа позволяет прогнозировать процессы, динамика которых содержит колебательные или гармонические составляющие: 1. классический; 2. спектральный; 3. логический. Вопрос 6. С чем связано понятие блочного представления модели: 1. наглядностью; 2. точностью; 3. декомпозицией системы. Вопрос 7. Какой вид моделирования является наиболее распространенным методом прогнозного моделирования: 1. имитационное; 2. оптимизационное; 3. балансовое. Вопрос 8. Наиболее простым и доступным методом качественного доказательного аналогии является: 1. описание условий эксперимента; 2. логика предложений; 3. результат прогноза. Вопрос 9. Сколько типов задач существует при использовании методов теории распознавания образов: 1. три; 2. четыре; 3. пять. Вопрос 10. Решение какой задачи позволяет выбрать те решения, которые являются наиболее информативными: 1. отбора критериев; 2. комбинация исходной информации; 3. сокращения описания. Вопрос 11. Какая логика устанавливает общие методы правильных умозаключений: 1. нестандартная; 2. формальная; 3. создания современных моделей. Вопрос 12. Варианты какого вида логики включают модели: Шредера-Пирса;Гильберта: 1. предложений; 2. формальной; 3. нестандартной.
Семинар 6. Найдите правильный ответ и отметьте его в карточке ответов. Вопрос 1. К чему может привести сложность современных технико-экономических систем: 1. невозможности выполнения точного прогноза; 2. невозможности их единообразного описания; 3. невозможности структурирования исследуемого объекта. Вопрос 2. В наличии какого механизма состоит преимущество метода прогнозного графа над методом ПАТТЕРН: 1. использования математического аппарата; 2. комплексного анализа; 3. реализации прогноза. Вопрос 3. Как называют оригинальные изделия, или модификации существующих товаров: 1. аналоги; 2. новинки; 3. образцы. Вопрос 4. Какая интерпретация облика товара принята в качестве исходной методической основы комплексной системы прогнозирования: 1. трехуровневая; 2. двухуровневая; 3. четырехуровневая. Вопрос 5. На каком уровне комплексной системы прогнозирования определяют, что в действительности будет приобретать покупатель: 1. первом; 2. втором; 3. третьем. Вопрос 6. На каком уровне определяют характеристики товара в реальном исполнении: 1. первом; 2. втором; 3. третьем. Вопрос 7. Что является ключевым решением в процессе прогнозирования: 1. улучшение результатов; 2. определение качества товаров; 3. выбор метода прогнозирования. Вопрос 8. Методы какого прогнозирования позволяют прогнозировать структуру объекта: 1. функционального; 2. структурного; 3. логического. Вопрос 9. На какой период методы параметрического прогнозирования позволяют рассчитывать изменения параметров объекта: 1. упреждения; 2. краткосрочный; 3. 5 лет. Вопрос 10. Как называется проверка истинности прогноза: 1. аналог; 2. объективность; 3. верификация. Вопрос 11. При какой степени сложности разрабатываются комплексные системы прогнозирования: 1. низкой; 2. высокой; 3. средней. Вопрос 12 Комплексная система прогнозирования какого вида менеджмента позволяет оценить вероятность рыночного успеха товара: 1. кадрового; 2. инновационного; 3. финансового.
Семинар 7. Найдите правильный ответ и отметьте его в карточке ответов. Вопрос 1. В какой период экономики российские предприятия жили в условиях достаточно стабильной социально-политической среды: 1. конкурентной; 2. новой экономической политики; 3. централизованно управляемой. Вопрос 2. Специалистами какой компании впервые была применена техника определения профилей общественных ценностей: 1. Мерседес; 2. Дженерал Электрик; 3. Мицубиси. Вопрос 3. Как изменяется точность прогнозирования по мере накопления опыта прогнозирования: 1. повышается; 2. не изменяется; 3. снижается. Вопрос 4. Что при избранном Россией пути перехода к рыночным отношениям утратило четкость и определенность: 1. социальные приоритеты; 2. собственность; 3. отношение к труду. Вопрос 5. Какая категория призвана «встроить» влияние социокультурных факторов в систему экономических представлений: 1. эффективность; 2. социальная организация; 3. социальный капитал. Вопрос 6. Для какого типа экономики главным социальным ресурсом является предприимчивость и инициатива: 1. рыночной; 2. централизованно управляемой; 3. смешанной. Вопрос 7. Какой вариант мобилизации социально-экономических ресурсов связан с динамизацией социальной жизни всего общества: 1. аристократический; 2. демократический; 3. либеральный. Вопрос 8. С чем на практике всегда вступает в противоречие социальная динамика: 1. социальной справедливостью; 2. социальной направленностью; 3. социальной стабильностью. Вопрос 9. Как называется политика государства, направленная на ослабление дифференциации доходов и имущества населения: 1. социальная; 2. промышленная; 3. инновационная. Вопрос 10. Что подразумевается под системой экономических отношений, гарантирующих каждому человеку достаточный уровень жизни: 1. социальное развитие; 2. социальная защищенность; 3. социальное равенство. Вопрос 11. Что является одной из главных проблем в сфере социальных пособий: 1. низкий уровень выплат; 2. отсутствие страхования выплат; 3. безадресность выплат. Вопрос 12. Как в настоящее время можно охарактеризовать в нашей стране ситуацию с пенсионным обеспечением населения: 1. кризисную; 2. нормальную; 3. нестандартную.
Семинар 8. Найдите правильный ответ и отметьте его в карточке ответов. Вопрос 1. Как принято называть доходы в виде продукции, произведенной домашними и фермерскими хозяйствами для собственного потребления: 1. денежные; 2. натуральные; 3. реально располагаемые. Вопрос 2. Какое понятие отражает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека: 1. потребительский бюджет; 2. потребительская корзина; 3. прожиточный минимум. Вопрос 3. Как называется коэффициент, отражающий изменение жизненного уровня одних групп населения над другими группами более чем в 10 раз: 1. поправочный; 2. децильный; 3. индексный. Вопрос 4. Какие универсальные регуляторы приходят в нашей стране на смену властного контроля: 1. товары; 2. деньги и правовые нормативы; 3. хозяйственный механизм. Вопрос 5. Как называется модель социально-экономического развития страны, согласно которой государство обеспечивает права личности: 1. либеральная; 2. социал-демократическая; 3. патерналистская. Вопрос 6. Кто составляет большинство в нашем обществе, ответив отрицательно на вопрос о поддержке курса реформ: 1. малообеспеченные; 2. высоко обеспеченные; 3. средне обеспеченные. Вопрос 7. Какой год стал для россиян периодом «кризиса притязаний»: 1. 1995; 2. 1996; 3. 1998. Вопрос 8. Респонденты с каким уровнем достатка составили большинство при ответе на вопрс «верил и верю в эффективность реформ»: 1. богатые; 2. средне обеспеченные; 3. бедные. Вопрос 9. Какую модель развития общества считают идеальной все группы населения России: 1. либеральную; 2. социал-демократическую; 3. патерналистскую. Вопрос 10. Какой ответ около 90 % губернаторов нашей страны признали соответствующим действительности вопрос о степени приспособляемости населения к сложившимся экономическим условиям: 1. население в целом сумело приспособиться; 2. большинство населения не сумело приспособиться и готовы активно протестовать: 3. приспособиться сумели немногие. Вопрос 11. Какое количество сторонников централизованно управляемой экономики находится в составе Совета Федерации РФ: 1. много; 2. на прежнем уровне; 3. мало. Вопрос 12. Результаты каких процессов в ближайшее будущее будут определять итог переходного периода: 1. адаптации; 2. развития; 3. застоя.
Семинар 9. Найдите правильный ответ и отметьте его в карточке ответов. Вопрос 1. Сколько процентов в настоящее время в России очень богатых людей по международным стандартам: 1. 3-5; 2. 7-8; 3. более 10. Вопрос 2. С интересами какого класса населения связывается социально ориентированная экономика: 1. высшего; 2. среднего; 3. низшего. Вопрос 3. С чем связывается снятие преград для повышения социального статуса граждан: 1. авторитарным управлением; 2. либеральными реформами; 3. политической демократией. Вопрос 4. Что подлежит оптимизации в системе социально ориентированной рыночной экономики: 1. механизм распределения бюджетных средств; 2. распределение производства благ между частным и государственным секторами; 3. удовлетворение потребностей населения. Вопрос 5. Какой принцип выступает главным принципом всей системы принятия решений в социально ориентированной экономики: 1. защиты меньшинств; 2. компетентности и информированности; 3. согласования. Вопрос 6. Какой вид поведения работников характеризует сегодняшнее положение в России: 1. оппортунистического; 2. согласительного; 3. понимающего. Вопрос 7. Какое место в валовом внутреннем продукте экономически развитых стран занимает сфера услуг: 1. незначительное; 2. преобладающее; 3. среднее. Вопрос 8. Что характеризует в последние годы экономическое положение стран с социально ориентированной экономикой: 1. резкий рост; 2. стагнация; 3. замедление экономического роста. Вопрос 9. Какой характер в последние годы в России сложились взаимоотношения в социальной сфере между государством и рыночными организациями: 1. «положительной обратной связи»; 2. диспропорции; 3. односторонней дотации.: Вопрос 10. Какая новая функция получает развитие в сфере хозяйственного управления: 1. консалтинговая; 2. аудиторская; 3. менеджмента. Вопрос 11. Каковы перспективы развития рынков сельскохозяйственной продукции в ближайшие годы: 1. благоприятные; 2. неопределенные; 3. неблагоприятные. Вопрос 12. Какой налог является новым для агропромышленного комплекса: 1. на прибыль; 2. на страхование урожая; 3. на добавленную стоимость.