Вопросы к билету № 1
1. Обучение как основной путь освоения общечеловеческого опыта. Законы,
закономерности и принципы обучения. Принципы обучения литературе как
учебному предмету.
2. Песенный необрядовый фольклор: жанры, генезис, поэтика. Изучение в школе.
3. Синергетика как новый подход к построению современной образовательной парадигмы.
Вопросы к билету № 2
1. Дидактика и методика преподавания литературы: поиски соответствия.
Основные дидактические теории (обзор с характеристикой 2-3 теорий по
выбору).
2. Прозаический фольклор: сказки и несказочная проза (классификация, генезис, бытование). Изучение в школе.
3. Понятие о художественной деятельности в современной психологии и эстетике.
Вопросы к билету № 3
1. Образовательные компетенции. Профессиональная компетенция учителя-словесника и ее составляющие.
2. Жанровое многообразие древнерусской литературы. «Церковные» и
«светские» жанры. Древнерусская литература в школьном изучении.
3. Художественное восприятие как процесс сотворчества.
Вопросы к билету № 4
1. Образование как социокультурный феномен. Цели и ценности в
образовании. Национальная идея в образовании. Статус гуманитарных
знаний.
2. «Слово о полку Игореве»: место произведения в современной ему
словесности и в русской культуре. Идейное своеобразие «Слова…». Изучение
в школе.
3. Философские и эстетические основы читательской деятельности.
Вопросы к билету № 5
1. Содержание образования как фундамент культуры личности. Концепции
содержания образования (общий обзор). Научные основы отбора и построения
содержания литературного образования.
2. Литература русского классицизма и сентиментализма: своеобразие,
основные представители. Анализ одного из произведений (по выбору).
Литература XVIII века в школьном изучении.
3. Коммуникативная культура личности и ее составляющие.
Вопросы к билету № 6
1. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и иные нормативные документы.
2. Поэзия русского романтизма: основные представители, эстетика,
поэтика. Творчество одного из поэтов-романтиков (по выбору). Изучение в
школе.
3. Художественная деятельность и коммуникативная культура личности.
Вопросы к билету № 7
1. Психологические закономерности и механизмы обучения литературе как
учебному предмету. Активизация и формирование внимания школьников в
процессе обучения. Мотивация учебной деятельности учащихся.
2. Своеобразие конфликта, жанра и языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Изучение в школе.
3. Понимание как междисциплинарная проблема.
Вопросы к билету № 8
1. Классно-урочная система обучения (на примере обучения литературе) и
ее альтернативы. Формы обучения и возможности их использования на уроках
литературы.
2. Проблемы свободы личности, человека и государства в поэтическом
творчестве А.С. Пушкина. Значение творческих открытий поэта для
отечественной поэзии. Изучение лирики А.С. Пушкина в школе.
3. Речевая деятельность и ее виды.
Вопросы к билету № 9
1. Понятие о методах обучения. Метод преподавания: дидактическая основа
и предметная специфика. Методы обучения на уроках литературы: основные
классификации.
2. Своеобразие жанра «романа в стихах» А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Роль образа «автора» в произведении. Основные комментарии к роману.
Изучение «Евгения Онегина» в школе.
3. Понятие о конструкте. Основные конструкты содержания литературного образования.
Вопросы к билету № 10
1. Основные образовательные технологии и пути их возможного использования в процессе обучения литературе.
2. М.Ю. Лермонтов как выразитель романтического мировосприятия и как
его исследователь: мир души романтика в поэтическом и прозаическом
творчестве писателя. Изучение произведений М.Ю. Лермонтова в школе.
3. Типология творческих заданий. Творческие задания в современных УМК по литературе.
Вопросы к билету № 11
1. Диагностика и контроль обучения по предмету. Формы текущего и
итогового контроля по литературе. Формат итогового экзамена:
традиционные и новые формы. Основные подходы к проверке и оцениванию
работ по литературе.
2. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: своеобразие жанра, проблема замысла и воплощения произведения. Изучение в школе.
3. Чтение и грамотность как ключевые компетенции человека ХХI века.
Вопросы к билету № 12
1. Методика как научная дисциплина: ее предмет, содержание, методы
исследования, подходы к определению статуса. Методика как теория и
технология литературного образования. Методика преподавания литературы в
кругу других наук.
2. «Отцы и дети» И.С. Тургенева как социально-психологический роман.
Испытание героев любовью в творчестве писателя. Изучение романа в школе.
3. Современная концепция чтения: философский, психологический и методический аспекты.
Вопросы к билету № 13
1. Основные методические течения середины XIX – начала XX веков. Споры о методологических основах методики.
2. «Последние романы» патриархального уклада и судьба Катерины
Кабановой в драме А.Н. Островского «Гроза». Смысл названия пьесы.
Изучение пьесы в школе.
3. Чтение как феномен культуры.
Вопросы к билету № 14
1. Развитие методики преподавания литературы в XX веке: научные школы и направления, основные имена.
2. Традиции гражданской лирики в поэзии XIX века (1-2 автора по выбору). Изучение в школе.
3. Чтение как актуальная социокультурная и методическая проблема.
Вопросы к билету № 15
1. Проблема целеполагания, отбора и структурирования содержания в
современной методике преподавания литературы. Этапы литературного
образования в школе, их содержательное наполнение. Базовый и профильный
уровень изучения предмета в старшей школе. Направления профилизации и
структура профилей.
2. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского как
социально-психологический и философский роман. Проблема преступления и
воздаяния в произведении. Изучение романа в школе.
3. Чтение как понимание. Чтение как труд и творчество.
Вопросы к билету № 16
1. Учебно-методический комплекс по литературе и его составляющие.
Учебник литературы и его функции, дискуссии о современных вариативных
учебниках.
2. «Истинное» и «ложное» как центральная проблема романа Л.Н. Толстого
«Война и мир». Своеобразие психологизма творчества Л.Н. Толстого.
Изучение романа-эпопеи в школе.
3. История и социология чтения: основные направления исследования.
Вопросы к билету № 17
1. Литературное развитие читателя-школьника. Специфика и этапы
читательской деятельности. Критерии и этапы литературного развития
учащихся.
2. Своеобразие жанра комедии А.П. Чехова «Вишневый сад». «Подводные
течения», их роль в драматургии писателя. Изучение пьесы в школе.
3. Читательская деятельность и ее специфика. Фазы читательской деятельности.
Вопросы к билету № 18
1. Основные этапы изучения литературного произведения в школе.
2. «Серебряный век» русской литературы: временные границы, основные
особенности, литературные течения и группы, представители. Изучение
обзорной теме «Литература серебряного века» в школе.
3. Современные исследования по истории и социологии чтения: основные направления.
Вопросы к билету № 19
1. Восприятие и изучение художественных произведений в их родовой специфике: методические основы.
2. Творчество В. Маяковского или С. Есенина в контексте эпохи:
дореволюционный и послереволюционный период. Эволюция лирического героя.
Изучение лирики одного из поэтов (по выбору) в школе.
3. Российский и зарубежный опыт приобщения детей и подростков к чтению.
Вопросы к билету № 20
1. Чтение как социальная и методическая проблема. Обучение чтению как пониманию на уроках литературы: основные подходы.
2. Судьба казачества в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Своеобразие жанра романа «Тихий Дон» в школьном изучении.
3. Современные стратегии и практики чтения.
Вопросы к билету № 21
1. Теория и история литературы в системе школьного литературного образования: традиционные и новые подходы.
2. Русская интеллигенция, ее историческая судьба, миссия и вина в
творчестве М. Булгакова (на материале 1-2 произведений по выбору).
Изучение произведений М. Булгакова в школе.
3. Современная модель детского чтения.
Вопросы к билету № 22
1. Интерпретация художественного текста как филолого-методическая
проблема. Анализ и интерпретация. Виды интерпретаций. Обучение
интерпретационной деятельности на уроках литературы.
2. Три волны русской литературной эмиграции: причины возникновения,
основные представители и произведения. Литература русского зарубежья в
школьном изучении.
3. Читательская грамотность, читательская культура, читательская самостоятельность.
Вопросы к билету № 23
1. Речевое развитие учащихся в системе литературного образования.
2. Проблема «свободы человека в условиях несвободы» в творчестве А.
Солженицына (на материале 1-2 произведений – по выбору). Изучение
произведений А. Солженицына в школе.
3. Чтение в системе социокультурного развития личности.
Вопросы к билету № 24
1. Внеклассная и внеурочная работа по литературе в современной средней школе.
2. Отечественная и зарубежная сказка. Своеобразие жанра. Ключевые произведения. Литературная сказка в школьном изучении.
3. Чтение и современные предметные учебники: поиски взаимного соответствия.
Вопросы к билету № 25
1. Руководство внеклассным и самостоятельным чтением в процессе
обучения литературе: исторический и современный аспект, основные
источники формирования круга чтения. Современная литература в круге
чтения читателя-школьника.
2. Три рода литературы: эпос, лирика, драма. Продуктивность
взаимодействия эпоса и лирики, драмы и лирики в отечественной и мировой
литературе (1-2 примера, их анализ).
3. Чтение в системе литературного образования.
Источник: RW-1700006695 |