Логика практическая работа
Практическая работа № 1 Установление отношений между понятиями. Операции с понятием Раздел программы: Понятие Цель практического понятия: выработка навыков применения формально-логических операций к содержанию реальных знаний, уяснение практической важности соблюдения тех или иных логических процедур в оперировании с понятиями, овладение средствами образования и упорядочения понятийного аппарата. Варианты практических заданий Задания сгруппированы в практическую работу, которая представлена в 9 вариантах, равных по объему, количеству и степени сложности заданий. Выбор варианта зависит от порядкового номера в списке учебной группы и определяется по таблице. Задание 1. Подберите понятия, находящиеся во всех возможных отношениях к данному понятию. Задание 2. Установите отношения между понятиями, изобразив их графически. Задание 3. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия. Задание 4. Определите, какая операция произведена с понятием (деление понятия или расчленение целого на части; определение понятия или прием, сходный с определением). Дайте характеристику операции определения или деления (укажите вид, состав, правильность). Если операция произведена неправильно, укажите, какие правила нарушены.
ВАРИАНТ 6 Задание 1. а) милиционер; б) соучастник.
Задание 2. а) проект закона, закон, законность, беззаконие; б) взятка, преступление; в) предприятие, коллектив предприятия, директор предприятия, член коллектива предприятия; г) коллективное решение, неправильное решение, принятое единогласно решение; д) родственник, родство, родственные отношения, супружеские отношения, муж; е) сосед по квартире; человек, живущий в соседней квартире; человек, живущий в том же доме.
Задание 3. а) убийство; б) экзамен.
Задание 4. а) умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода; б) шантаж - угроза разглашения компрометирующих сведений с целью вымогательства; в) наследование наступает в силу закона или завещания.
Практическая работа № 2 Формализация суждений Раздел программы: Суждение Цель практического занятия: выработка навыков приведения предложений естественного языка к канонической форме простых категорических и сложных суждений для дальнейшего их анализа, закрепление навыков точного определения и выражения мысли на основе целенаправленного использования логических средств. Варианты практических заданий Задание 1. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждения. Графически изобразите отношения между терминами, установите распределенность субъекта и предиката. Задание 2. Запишите логические формы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы.
ВАРИАНТ 4 Задание 1. а) лицо, совершившее кражу, привлекается к уголовной ответственности; б) причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны не является преступлением. Задание 2. а) бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался; б) работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом.
Практическая работа № 3 Анализ правильности умозаключений из сложных суждений (умозаключения логики высказываний) Раздел программы: Умозаключение Цель практического занятия: выработка навыков и склонности к рациональному, а не интуитивному построению рассуждений при условии исчерпывающего числа исходных данных. Кроме того, задачей является научение быстрому определению и устранению ошибок в демонстративных умозаключениях на основе использования определенных правил вывода и формализованных процедур. Варианты практических заданий Задание. Определите вид и проверьте правильность умозаключений по их форме.
ВАРИАНТ 2 Задание Пожар в магазине мог возникнуть в результате самовозгорания, неосторожного обращения с огнем или поджога. Расследование показало, что здесь не было ни поджога, ни самовозгорания. Значит, пожар возник в результате неосторожного обращения с огнем.
Практическая работа № 4 Анализ правильности простого категорического силлогизма Раздел программы: Демонстративные умозаключения Цель практического занятия: выработка навыков применения правил, обеспечивающего полную достоверность возможных заключений, приобретение опыта для вывода истинных суждений из уже известных общих знаний, определения и устранения ошибок в рассуждениях на основе использования определенных правил вывода и формализованных процедур. Варианты практических заданий Задание. Проверьте правильность простого категорического силлогизма.
ВАРИАНТ 9 Задание Ни один человек не может быть вполне беспристрастным. Каждый юрист - человек. Значит, ни один юрист не может быть вполне беспристрастным.
Источник: RW-1700016455 |