Задание 1. Сопоставьте каждому из перечисленных терминов некоторое
понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия
(иначе говоря, дайте определение каждому термину). Изобразите с помощью
круговой схемы отношения между объемами полученных понятий. Назовите
отношения, в которых попарно состоят эти понятия, и обоснуйте, почему в
каждом случае имеет место именно такое, а не другое отношение.
А – непосредственное умозаключение, В – умозаключение по логическому
квадрату, С – умозаключение, единственной или одной из нескольких
посылок которого является суждение логической формы «Все S суть Р», D –
умозаключение логической формы «Все S суть Р, следовательно, все Р суть
S», Е – правильное умозаключение.
Задание 2. Сопоставьте каждому из перечисленных терминов некоторое
понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия
(иначе говоря, дайте определение термину). Произведите какие-либо
обобщения и ограничения данного понятия. Изобразите с помощью круговой
схемы отношения между объемами полученных понятий.
Энтимема.
Задание 3. Сопоставьте каждому из перечисленных терминов некоторое
понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия
(иначе говоря, дайте определение каждому термину). Установите, правильно
ли произведено деление понятия, сопоставленного тому термину, к
которому относится глагол «делиться». Для каждого правила деления
обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Изобразите с помощью круговой
схемы отношения между объемами делимого понятия и членов деления.
Несовместимые понятия делятся на противоречащие, противоположные, исчерпывающие предметную область и взаимно пустые.
Задание 4. Установите, правильно ли дано определение термину. Для
каждого правила определения обоснуйте его соблюдение или несоблюдение.
Изобразите с помощью круговой схемы отношение между множеством
предметов, обозначаемых данным термином, и объемом понятия, содержанием
которого является определяющая (правая) часть данного определения.
Правильное двухпосылочное умозаключение – это такое умозаключение, что
импликативная формула, антецедент которой – дизъюнкция логических форм
посылок, а консеквент – логическая форма заключения данного
умозаключения, представляет собой закон логики.
Задание 5. Установите отношение между простыми суждениями А и В с
помощью таблицы истинности. К какому типу относится непосредственное
умозаключение, посылкой которого является А, а заключением – В? Исходя
из установленного отношения обоснуйте правильность или неправильность
такого умозаключения.
А – Некоторые люди едят себе подобных. В – Все людоеды – это люди.
Задание 6. Произведите отрицание простого реляционного суждения.
Назовите отношение, в котором находятся исходное суждение и суждение,
полученное в результате отрицания.
Каждый студент пытался решить хотя бы одну задачу по логике.
Задание 7. Установите отношение между сложными суждениями А и В с помощью таблицы истинности.
А – Зимой мы болеем гриппом или ангиной. В – Если мы заболели одновременно гриппом и ангиной, значит, точно наступила зима.
Задание 8. Произведите отрицание сложного суждения. Назовите отношение, в
котором находятся исходное суждение и суждение, полученное в результате
отрицания.
Если в состав суждения А входят переменные р и q, а в состав суждения В
не входят ни р, ни q, то А и В находятся в отношении противоположности.
Задание 9. Установите правильность или неправильность простого
категорического силлогизма. Для каждого общего правила силлогизма
обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Если силлогизм является
неправильным, изобразите с помощью круговой схемы такое отношение между
множествами S, Р и М, при котором обе посылки силлогизма будут
истинными, а заключение – ложным. Подберите какие-нибудь понятия,
отношения между объемами которых будут соответствовать данной схеме.
У всех слонов есть хобот. Некоторые обитатели Африки – слоны. Следовательно, у некоторых обитателей Африки нет хобота.
Задание 10. Установите правильность или неправильность умозаключения из
сложных суждений, используя табличный или сокращенный табличный способ
решения задачи.
Если бы у людей были крылья, то они бы вили гнезда на деревьях или на
скалах. Но люди вообще не вьют гнезд. Следовательно, у них нет крыльев.
Источник: RW-1700005172 |