Пятница, 29.11.2024, 04:36
Приветствую Вас Гость | RSS

StudHomeWork.ru

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог работ


курс лекций

Нужна готовая работа? пришлите ссылку на страницу в WhatsApp 79264944574 или Telegram

Стоимость готовой работы: 190 рублей

курс лекций - Артикул: RW-1700009228

правила, обусловленные самой природой регулируемых отношений. Оно не может использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих инте­ресах гражданско-правовые нормы или навязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, иначе рыночный (имущественный) оборот не сможет нормально функционировать, а необходимая ему част­ноправовая форма будет разрушена.

Поэтому государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои власт­ные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам). За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к пуб­лично-правовым образованиям в судебном порядке могут быть приме­нены обычные меры имущественной ответственности, ибо во «внутрен­них» (внутригосударственных) гражданских правоотношениях публично­правовые образования лишены судебного иммунитета (т. е. возможности привлечения к суду только с их согласия).

Особенности гражданской правосубъектности публично­правовых образований.

Гражданская правосубъектность государства и других публично­правовых образований в различных правовых системах оформляется по- разному. Часто встречается признание государства в целом и (или) ряда его органов (учреждений), а также административно-территориальных образований и их органов юридическими лицами публичного права. Они отличаются от обычных юридических лиц частного права тем, что создаются на основе публично-правового (обычно - административного, властно-распорядительного) акта и преследуют в своей деятельности публичные (общественные) цели, а также имеют определенные властные полномочия. Их правовой статус регламентируется нормами публичного, а не частного права, но в качестве субъектов имущественного оборота они уравниваются с юридическими лицами частного права.

В некоторых случаях государство в целом для целей гражданского (имущественного) оборота рассматривается как фиск (казна) - особый субъект права. Это понятие применяется только к государству, но не к его органам (см., например, § 89 Германского гражданского уложения, ст. 19 ГК РСФСР 1922 г.), которые в таком случае считаются лишь представи­телями казны. Не применяется оно и к административно-территориаль­ным (муниципальным и иным) образованиям, которые обычно рассмат­риваются как юридические лица публичного права.

Действующее российское законодательство считает государство, государственные и муниципальные (публично-правовые) образования самостоятельными, особыми субъектами права (sui generis), существую­щими наряду с юридическими и физическими лицами. К их гражданско- правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в иму­щественном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или из особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Очевидна, например, невозможность применения к ним правил о порядке создания и прекращения юридических лиц. Гражданско-правовые сделки с уча­стием публично-правовых образований, напротив, по общему правилу (при отсутствии специальных изъятий) подчиняются нормам о сделках с участием юридических лиц, хотя сами эти субъекты юридическими ли­цами не являются.

В качестве субъектов гражданского права государство и иные пуб­лично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью. При определении их характера и содержания сле­дует иметь в виду, что рассматриваемые субъекты, в отличие от юриди­ческих лиц, созданы не для участия в гражданских правоотношениях, ко­торое носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к ос­новной деятельности характер. Поэтому следует согласиться с утвер­ждением, что гражданская правоспособность государства (и других пуб­лично-правовых образований) хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специальный, а не общий (универсаль­ный) характер. Указанные субъекты могут иметь лишь те гражданские •~4taea и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

Государство и другие публично-правовые образования приобре­тают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т. е. реализуют свою дееспособность, через свои органы (органы государ­ственной власти или органы местного самоуправления), действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. 1 и 2 ст. 125 ГК). Но в результате их действий участниками граждан­ских правоотношений становятся именно публично-правовые образова­ния в целом, а не органы их исполнительной или законодательной вла­сти, либо органы местного самоуправления. Последние могут участво­вать в гражданских правоотношениях самостоятельно, а не от имени со­ответствующего публично-правового образования, только в роли финан­сируемых собственником государственных или муниципальных учрежде­ний - юридических лиц с ограниченным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество и под субсидиарную ответственность создавшего их публичного собственника.

Таким образом, действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самих публично-правовых образо­ваний. Поэтому важно определить, основаны ли эти действия на соответ­ствующих полномочиях данных органов, входят ли они в их компетенцию. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправле­ния, в том числе и по участию в гражданских правоотношениях, устанав­ливается актами публичного, а не частного (гражданского) права. Для сферы гражданского права имеет значение прежде всего их компетенция по использованию государственного и муниципального имущества, включая возможности его приобретения и отчуждения (распоряжения), а также компетенция в области возложения (несения) имущественной ответственности.

При этом речь идет о государственном и муниципальном имуще­стве, не закрепленном за соответствующими юридическими лицами - предприятиями и учреждениями - на самостоятельном вещном праве, ибо такое имущество составляет базу самостоятельного участия этих лиц в гражданском обороте. Поэтому такие юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредивших их публичных собственников (п. 2 ст. 126 ГК). В частности, в соответствии с ч. 5 ст. 2 Закона о Цен­тральном банке РФ (Банке России) Российская Федерация не отвечает по обязательствам Банка России, а этот банк не отвечает по обязательст­вам федерального государства (если только он специально не принял на себя такое обязательство либо оно прямо предусмотрено федеральным законом). По своим собственным обязательствам государство и другие публично-правовые образования отвечают лишь той частью своего имущества, которую они не передали своим юридическим лицам (п. 1 ст. 126 ГК) и которая составляет понятие казны (нераспределенного государственного и муниципального имущества).

Имущество казны, состоящее прежде всего из средств соответст­вующего государственного или местного бюджета, и составляет матери­альную базу для самостоятельного участия публично-правовых образо­ваний в гражданских правоотношениях. Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы (федеральное и республиканские министерства финансов, их региональные и местные управления и отделы). Поэтому именно они чаще всего выступают в качестве органов, уполномоченных публично-правовыми образованиями (т. е. от их имени) для участия в гражданских правоотношениях, в частности, при выпуске (эмиссии) государственных или муниципальных внутренних займов или предоставлении кредитов, а также при предъявлении к государственным или муниципальным образованиям имущественных требований (исков), в том числе в порядке субсидиарной ответственности за долги созданных ими учреждений (см. ст. 107 ГК).

Что касается иного находящегося в публичной собственности иму­щества, то распоряжение им от имени собственника осуществляют иные уполномоченные на то органы. Так, создание, реорганизация и ликвида­ция государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе наделение их имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также контроль за его сохранностью и ис­пользованием по назначению осуществляются министерствами и ведом­ствами либо комитетами по управлению государственным и муниципаль­ным имуществом. Последние принимают решения об отчуждении недви­жимого государственного или муниципального имущества в виде имуще­ственных комплексов, зданий и сооружений в порядке приватизации, а также об изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за казенными предприятиями либо за государственными или муниципальными учреждениями, и распо­ряжаются им от имени учредителя-собственника (п. 2 ст. 296 ГК). Фонды государственного и муниципального имущества выступают в качестве продавцов в сделках приватизации, а также являются учредителями хо­зяйственных обществ и товариществ с государственным (или иным пуб­лично-правовым) участием, становясь законными владельцами принад­лежащих публично-правовым образованиям акций и других ценных бумаг приватизированных предприятий (либо управомоченными лицами в отношении прав требования по «бездокументарным ценным бумагам»). Управление земельными ресурсами государства осуществляет Госкомитет по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) и его территориальные (региональные) органы; использование находящихся в публичной собственности памятников истории и культуры - Министер­ство культуры и его органы, в соответствии с законом выполняющие функции органов охраны таких памятников; распоряжение изъятыми предметами контрабанды на основании правил таможенного законода­тельства осуществляют таможенные органы и т. д. Определенные законом государственные органы исполнительной власти выступают в роли государственных заказчиков в договорах поставки и подряда для государственных нужд (см. ст. 764 ГК); в роли субъектов некоторых исключительных прав, принадлежащих федеральному государству, и т. д.

Тема 7. Объекты гражданских правоотношений

Понятие и юридическая классификация вещей.

Объекты гражданских правоотношений - это различные матери­альные (в том числе вещественные) и нематериальные (идеальные) блага либо процесс их создания, составляющие предмет деятельности субъектов гражданского права.

В соответствии со ст. 128 ГК к объектам гражданских прав отно­сятся:

1)      вещи, включая деньги и ценные бумаги и иное имущество, в том числе имущественные права;

2)     действия (работы и услуги либо также их результаты как вещест­венного, так и неовеществленного характера);

3)       нематериальные объекты товарного характера (результаты творческой деятельности и способы индивидуализации товаров и их про­изводителей); личные неимущественные блага.

Под вещами понимаются созданные как человеком, так и природой объекты материального мира, удовлетворяющие определенные челове­ческие потребности.

Классификации вещей.

1:

а)       не ограниченные в обороте (могут быть объектом самых различных абсолютных и относительных гражданских правоотношений и принадлежать любым субъектам гражданского прав);

б)     ограниченные в обороте (некоторые вещи по соображениям го­сударственной и общественной безопасности, охраны экономических ин­тересов государства, обеспечения здоровья населения и т. п.). Напри­мер, оружия, сильнодействующие яды, наркотические средства и т. д.;

в)      изъятые из оборота (считаются те вещи, которые согласно действующему законодательству не могут быть предметом гражданско- правовых сделок). К такого рода вещам, например, относятся объекты государственной собственности.

2:

а)    движимые;

б)     недвижимые, прочно связанные с землей (земельные участки, участки недр, водные объекты, леса и др.).

3:

а)    делимые (вещи, которые не меняют в результате раздела своего первоначального хозяйственного и иного назначения, например, продукты питания, топливо и т. д.);

б)    неделимые.

4:

а)    главная вещь;

б)    ее принадлежность.

Например, вещи, находящиеся в хозяйственной и иной зависимости - музыкальный инструмент и футляр.

5:

а)     потребляемые (те вещи, которые в процессе их использования утрачивают свои потребительские качества полностью или в части, например, продукты питания);

б)     непотребляемые (вещи, которые при их использовании по назна­чению амортизируются постепенно в течение сравнительно длительного времени, например, машины, оборудование, жилые дома и др.).

6:

а)     родовые (если вещь характеризуется признаками: числом, мерой или весом, т. е. общими признаками для всех вещей данного рода);

б)      индивидуально-определенные (могут быть отнесены любые вещи, выделенные участниками гражданского оборота).

7:

а)    простые;

б)    сложные.


 

Нематериальные блага, деньги и ценные бумаги.

К нематериальным благам относятся результаты творческой дея­тельности (произведения науки, литературы и искусства, изобретения и т. д.) и некоторые другие сходные с ними по своей природе объекты (объ­екты «промышленных прав» в виде промышленных образцов, товарных знаков, фирменных наименований и т. д.), а также личные неимущест­венные блага (жизнь и здоровье, достоинство личности, личная непри­косновенность, честь и доброе имя и др.).

Деньги - это родовые, практически полностью обезличенные вещи, всеобщее платежное средство. На всей территории РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицатель­ной стоимости.

Гражданское законодательство относит деньги к движимым вещам (ст. 128, п. 2 ст. 130 ГК). Из этого видно, что речь идет о денежных знаках (купюрах) и монетах, т. е. о наличных деньгах. В Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции наличные деньги выпускаются (эмитируются) только Центральным банком (Банком России) в виде бумажных банкнот (банковских билетов) и металлической монеты Банка России.

Главная функция денег - служить средством платежа. В граждан­ском обороте деньги оцениваются количеством выраженных в них еди­ниц, а не числом банкнот или монет. Иначе говоря, в этом своем качестве наличные деньги способны погашать любой денежный долг. Для поддер­жания данного свойства денег публичная власть не только устанавливает монополию государственного (Центрального) банка на их эмиссию, но и объявляет их безусловным обязательством такого банка, обеспечивае­мым всеми его активами (ст. 30 Закона о Центральном банке).

Вместе с тем деньги могут выступать и в роли особого товара - са­мостоятельного предмета некоторых сделок, например займа и кредита 1ибо последний, по сути, представляет собой торговлю деньгами). На­личные деньги не могут быть истребованы от их добросовестного приоб­ретателя (п. 3 ст. 302 ГК), в том числе и при условии их индивидуализации.

Ценные бумаги - это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении (ст. 142 ГК РФ).

Ценная бумага как документ относится к категории движимых вещей (см. п. 2 ст. 142 и п. 2 ст. 130 ГК). При этом выраженное в ней право может касаться как движимости, так и недвижимости (например, в закледной, оформляющей права на заложенную недвижимость). Многие ценные бумаги (в частности, акции и облигации) как вещи определяются родовыми признаками, несмотря на возможность их индивидуализации (например, по номерам), но могут быть и индивидуально-определенными (вексель, выигравший лотерейный билет и т. д.).

Для признания документа ценной бумагой он должен отвечать некоторым особым признакам (свойствам), вытекающим из требований закона. К их числу относится, во-первых, литеральность, под которой понимается возможность требовать исполнения только того, что прямо


обозначено в ценной бумаге. Отсюда - необходимость установления и соблюдения строго формальных реквизитов, при отсутствии хотя бы одного из которых документ теряет свойства ценной бумаги (становится недействительным). Ценная бумага - строго формальный документ (п. 2 ст. 144 ГК).

Во-вторых, это легитимация субъекта права, выраженного в ценной бумаге, т. е. его узаконение в качестве управомоченного по бумаге лица. Речь идет прежде всего о способе обозначения такого субъекта, форме (или степени) его определенности (различной, например, в именных и предъявительских ценных бумагах).

Третьим важнейшим свойством такого документа является необхо­димость его презентации (предъявления обязанному лицу). Только в этом случае возможна беспрепятственная реализация выраженного в до­кументе права, ибо лишь предъявление бумаги гарантирует осуществле­ние права управомоченного лица и лишь предъявителю подлинника этого документа обязанное лицо должно предоставить исполнение. Другие документы, используемые в обороте, могут доказывать наличие или содержание известных правоотношений (расписка, текст договора и т. п.), но не становятся обязательным условием реализации составляющих их прав. Поэтому начало презентации отличает ценную бумагу от других документов, имеющих гражданско-правовое значение.

В-четвертых, ценная бумага характеризуется также абстрактностью закрепленного в ней обязательства, поскольку отказ от его исполнения обязанным лицом со ссылкой на отсутствие основания или его не­действительность не допускается (п. 2 ст. 147 ГК). Данное правило дей­ствует и в том случае, если в самой ценной бумаге указано основание ее выдачи, которое, например, оспаривается должником. Лишь отсутствие предусмотренных законом реквизитов может повлечь недействитель­ность ценной бумаги (и, следовательно, выраженного в ней права).

Наконец, в-пятых, ценная бумага придает выраженному в ней праву свойство автономности. Имеется в виду, что лицо, законным порядком приобретшее ценную бумагу, получает по ней право требования, не за­висящее от прав на данную бумагу предшествующего обладателя, т. е. имеющее автономный (самостоятельный) характер. В силу этого обстоя­тельства выраженное в бумаге право переходит к добросовестному при­обретателю таким, каким оно обозначено в бумаге, и потому обязанное по данной ценной бумаге лицо не вправе противопоставить такому при­обретателю какие-либо возражения, основанные на его правоотношениях с предшественниками. Иначе говоря, участники правоотношения по цен­ной бумаге могут довериться ее формальным реквизитам, не принимая во внимание иных обстоятельств. Такое свойство нередко именуется также началом публичной достоверности. Таким образом, ценной бума­гой признается документ, удостоверяющий с соблюдением установлен­ной формы (реквизитов) имущественные права, осуществление или пе­редача которых возможны только при его предъявлении (п. 1 ст. 142 ГК).

Следует иметь в виду, что даже при наличии всех перечисленных признаков (свойств) документ прямом указании об этом в законе (или в подзаконном акте, принятом на основании соответствующего закона) (ст. 143, п. 1 ст. 144 ГК).

К видам ценных бумаг относятся: облигация, вексель, чек, депозит­ный и сберегательный сертификаты, коносамент, акция и др.

Работы, услуги и информация.

Информация - один из видов гражданских прав. Информация пред­ставляет собой «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явле­ниях и процессах, независимо от формы их представления».

Виды информации:

-        служебная;

-        коммерческая;

-        специальная;

-        открытая;

-        закрытая.

Объектами обязательных правоотношений являются сами дейст­вия обязанного лица, могут выражаться в совершении им работ или оказании услуг. Например, работа подрядчика по изготовлению мебели приводит к созданию индивидуально-определенной вещи - ...



Источник: RW-1700009228
Категория: Курсовые, контрольные, тесты, решение задач (17) | Добавил: vrn-student (10.07.2019) | Автор: 190 W
Просмотров: 96
*Стоимость готовой работы: 190 рублей

*Срок обработки заказа от 5 минут до 24-х часов

Нужна готовая работа? пришлите ссылку на страницу в WhatsApp 79264944574 или Telegram

Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024