Кейс задание. Ситуация 1
Рассмотрим жизненный цикл небольшого города – Пучеж Ивановской области. Город впервые упоминается в 1594 г. как слобода Пучище. В XVII в. была известна изготовлением украшенин (окрашенных холстов) и топоров. В 1793 г. слобода преобразована в посад Пучеж, который имел права города. В XIX в. крупный центр торговли хлебом и льном. В 1856 г. в посаде Пучеж Юрьевецкого уезда Костромской губернии насчитывалось 6 церквей, 233 дома, 173 лавки, а в 1862 г. в посаде была построена льнопрядильная фабрика. В 1925 г. Пучеж получил статус города. В 1952–1955 гг. в связи со строительством Горьковского водохранилища город перенесен на возвышенное место и отстроен заново. Экономику города представляет льнокомбинат, швейная и строчевышивальная фабрики, завод железобетонных изделий. С конца 80-х гг. XX в. начинаются процессы сокращения населения города. В 2007 г. город насчитывал 9634 человек, при этом доля населения в трудоспособном возрасте составляла 55,1%, а доля населения старше трудоспособного возраста – 31,7%. Число родившихся на 1000 населения составило 8,2, а число умерших – 37,8, катастрофическую убыль населения не покрывает даже высокий уровень положительной миграции (16,3 промиле) из окрестных сел и поселков. За период с 1989 г. население города сократилось с 12,7 тыс. до 9,2 (2010) или на 27,6%. Таблица Динамика численности населения города Пучеж, чел. 1996 2000 2005 2007 2009 2010 2011 2012 2013 12100 11800 10000 9600 9000 8172 8600 8159 7868
Вопросы и задания: 1. Проанализируйте этапы развития города, какие фазы жизненного цикла он прошел? 2. На какой фазе жизненного цикла он находится на текущий момент? 3. Какие условия необходимы для вывода города из состояния депрессии?
Ситуация 2 Анализируя историю развития города Москвы, можно отметить, что ее судьба тесно связана с развитием капитализма в XIX веке. Так, промышленный переворот 1830-40-х годов обусловил превращение Москвы в один из крупнейших центров мануфактурной промышленности России, окруженный «кустами» сельских промыслов. С середины XIX века железнодорожное строительство, дублируя основные тракты, способствовало стягиванию населения к Москве и росту ее взаимосвязей с ближним окружением, задавая характерную «звездообразную» форму. К 1912 году Москву (тогда – десятый по размерам населения город мира и второй в России) окружал формирующийся пояс разнообразных пригородов, в том числе промышленных, жилых, дачных и пр. Ускоренная индустриализация и сопряженная с ней урбанизация, а также превращение Москвы в главный политический и экономический центр страны привели к тому, что за годы первых пятилеток население города выросло более чем в 2 раза. В 1950-е годы эти тенденции усиливаются: растет число градообразующих отраслей промышленности, более выраженными становятся научные и другие непроизводственные функции. Развивается транспортная сеть региона, включая пригородные автобусные маршруты, электрификация более чем половины всех железных дорог резко активизирует интеграционные процессы, в том числе. трудовые связи, и ведет к расширению зоны двухчасовой доступности Москвы. В 1959 году Москва превысила 5-миллионный рубеж, а население всех окрестностей и городов-спутников составило 9 млн человек. Сама Москва была окружена плотным кольцом пригородов, которые по своим характеристикам и функциям стали своеобразными «внешними» районами столицы. Важным рубежом стало решение о создании Большой Москвы. В 1960- 1961 годах в состав столицы была включена вся зона ее ближайших пригородов, в том числе 5 городов и 14 пригородных территорий. Территория столицы была расширена в 2,5 раза, а ее население увеличилось на 1 млн. чел. В 1960-е годы темпы урбанизационных процессов продолжают замедляться при расширении зоны влияния Москвы, нарастании плотности населения и хозяйственной деятельности в Московской области. К моменту переписи населения 1970 года данное образование превысило десятимиллионный рубеж (11,6 млн. человек), подойдя по отдельным направлениям вплотную к границам Московской области. В 1970-е годы дальнейшее развитие получают отрасли, определяющие научно-технический прогресс, повышается роль непроизводственных отраслей. Завершается электрификация железных дорог, строятся скоростные шоссе, растет интенсивность сообщения. Происходит интенсификация урбанизационных процессов.
Вопросы и задания: 1. Как называется данный процесс и что становится его результатом? 2. Что влияет на данный процесс, ускоряя его? 3. Какие плюсы и минусы несет в себе данный процесс?
Источник: RW-1700013088 |