Вопрос 1. Каковы задачи юридической психологии?
Оцените, какая из задач представляет для вас как для практикующего
юриста особый интерес. Какие, конкретно, ответы и в какой форме вы
хотели бы получить от специалистов по юридической психологии,
разрабатывающих ее прикладные проблемы? Вопрос 2. Укажите
психологические факторы, чаще всего и в разной степени оказывающие
влияние на правовую психологию населения. Оцените, какие из этих
факторов оказывают влияние на криминальную и оперативную обстановку в
районе (городе, области, республике, - выберите что-то одно по своему
желанию), где вы живете. Обоснуйте, по каким основаниям вы это делаете. Игровая ситуация.
Из мест лишения свободы совершил побег осужденный Н., ранее
неоднократно судимый за грабежи и разбойные нападения, 27 лет, лидер
организованной преступной группы. После побега Н. совершил очередное
преступление – с целью получения выкупа, похитил жену генерального
директора ИЧП «Нара». Сотрудники уголовного розыска и РУБОП определили
местонахождения преступника и 3-х других членов ОПГ. В начале операции
был захвачен один бандит. Однако Н. заявил, что в случае активных
действий сотрудников РУБОП он убьет заложницу. В свою очередь он
потребовал деньги, вертолет, оружие, наркотики. Задание. Вы
находитесь в составе опергруппы в качестве психолога. Опираясь на
полученные психологические знания, свой жизненный опыт, литературные
источники, Вы должны дать психологическое обоснование деятельности РУБОП
и обеспечить операцию по освобождению заложницы и задержанию
преступников. Индивидуально – психологические особенности Н., других
бандитов и заложницы можете составить по своему усмотрению. Для полного и
правильного и правильного выполнения контрольной работы Вам надлежит
последовательно ответить на следующие вопросы. Вопрос 3. Составьте предполагаемый психологический портрет Н. Под влиянием каких факторов сформировалось его криминальная направленность.
Выдвиньте как можно больше предложений о возможных мотивах совершения
этого преступления, указывая, в силу каких личностных свойств и
обстоятельств ситуации могут возникать такие побуждения. Дайте оценку
содержанию его личности и всем психическим свойствам: характеру,
темпераменту, способностям, направленности. Определите, что необходимо
выяснить при сборе информации и общении с лицом, совершившим
преступление, чтобы проверить, действительно ли этот мотив имел место.
Сделайте вывод и оцените социальную опасность Н. Вопрос 4. Дайте психологическую характеристику преступной группы (ПГ), возлагаемой Н. Какие нормы, ценности, правила взаимоотношений господствуют в этой ПГ? Какие социальные роли в ней играют Н., его сообщники? Какой подход положен в основу формирования структуры преступной группировки? Опишите предполагаемые индивидуальные особенности его сообщников? Вопрос 5.
На основе психологических характеристик Н., членов возлагаемой им ПГ,
заложницы, а также исходя из возможных трудностей и своих личностных
качеств, составьте обоснованный план психологических мероприятий по
освобождению заложницы и задержанию преступников. Какие
тактико-психологические приемы следует использовать для установления
психологического контакта с преступниками? Вопрос 6.
Охарактеризуйте процесс общения с захваченным в начале операции
преступником. Какие особенности личности Н. и обстоятельств можно
использовать на различных стадиях его допроса? Какую оптимальную позицию
общения целесообразно выбрать следователю на стадии установления
психологического контакта с допрашиваемым? Какие тактико-психологические
приемы следует использовать для установления психологического контакта с
допрашиваемым Н.? Сделайте вывод. Вопрос 7. Опишите избранную
Вами тактику и способы процесса общения с задержанным. Сформулируйте
вопросы, которые Вам необходимо задать задержанному и предполагаемые
варианты ответов. Проанализируйте диалог с задержанным. По каким
критериям речевых высказываний и невербальных реакций человека можно
определить его неискренность? Какие приемы применил сотрудник
правоохранительных органов для диагностики лжи в высказываниях
задержанного? Вопрос 8. Дайте оценку эмоционального состояния
членов ПГ и заложницы. Каковы могут быть взаимоотношения жертвы и
преступников? Какие эмоциональные реакции возможны у бандитов и
заложницы, исходя из их предполагаемых личностных качеств? Что такое
«стокгольмский синдром»? Возможно ли его возникновение в данной ситуации
у заложницы? Почему? Вопрос 9. Психологические условия
преодоления барьеров при установлении взаимодействия и склонения
преступников к освобождению заложников. Основные методы воздействия на
интеллектуальную и эмоциональную сферу психики преступников при ведении
переговоров. Какие психологические особенности имеют переговоры с
преступниками по освобождению заложников? Как, на Ваш взгляд, проходили
эти переговоры в данной игровой ситуации? В чем их особенности,
трудности? Какие средства психологического воздействия Вы применяли?
Обоснуйте предполагаемый результат Ваших действий и действий сотрудников
РУБОП. Все ли этапы переговоров по освобождению заложников прошли
успешно? Вопрос 10. В чем Вы видите трудности профессиональной
деятельности юриста? Чем Вы мотивируете свой выбор профессии? Можно ли
утверждать, что служба в правоохранительных органах безусловно усиливает
чувство личной безопасности и является одним из основных ее мотивов?
Объясните, почему?
Источник: RW-1700001736 |