Ответы к госэкзамену по специальности 020400 Психология, 2012 г. Тюмень
1. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина: Позитивистская и гуманистическая парадигмы в психологии. Методы психологического исследования и преобразования психической реальности. 2. Обратная связь в обучении и общении. Использование приемов обратной связи в профессиональной деятельности психолога. 3. Соотношение биологического, социального и индивидуального в поведении человека. Проблема различения индивидуально-типологических особенностей человека (темперамент и характер). Учет индивидуальных особенностей при решении задач преобразующего воздействия. 4. Соотношение понятий индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум. 5. Основные проблемы психологической диагностики. Понятие нормы в психологии. Различие между статистической и психологической нормами. Критерии психической нормы. Социальные и биологические нормы. Соотношение нормы и патологии. 6. Бессознательное в работах З.Фрейда. «Коллективное бессознательное» и «архетипы» в творчестве К.Г. Юнга. Бессознательное и установка в психологической школе Д.Н. Узнадзе. 7. Понимание предмета и методов психологии, психической деятельности, произвольного поведения по И.М. Сеченову. «Рефлексологический» (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов) и «бихевиоральный» (Дж. Уотсон, Э. Толмен, Б. Скиннер) этапы в истории психологии. 8. Предмет и методы, проблемы трансперсональной психологии. Измененные состояния сознания как предмет трансперсональной психологии. Значение трансперсональных переживаний в жизни человека и общества. 9. Экспериментальный подход в психологии (В. Вундт, Э. Титченер, У. Джеймс). Возможности и ограничения. 10. Движущие силы развития в представлении отечественных психологов. Биологическое, социальное и духовное развитие. Онтогенетическое становление человека как (социального) индивида, как личности и как индивидуальности. 11. Сравнительный анализ подходов и направлений к изучению личности в зарубежной и отечественной психологии (психодинамический, экзистенциальный, гуманистический и др.). 12. Внутриличностные механизмы, обеспечивающие социализацию ребенка. Социальная ситуация развития и личностный рост. 13. Иерархия мотивов как основание личности. Поступок, целостность личности. Соотношение свободы и ответственности личности. Личностная сила. Гражданская позиция. 14. Соотношение понятий направленность личности и личностный смысл, их место в характеристике личности. Место потребностей в смысловой регуляции деятельности человека. 15. Мотивы, потребности и эмоции человека: их соотношение, функции и влияние на развитие познавательных процессов. (На материале онтогенетического развития и психологических патологий). 16. Семья как малая группа. Роль семьи в личностном развитии и социализации ребенка. Проблема ранних детских фиксаций: феномены и интерпретации. 17. Понятие воли, проблема феноменов волевых актов. Соотношение понятий воля и произвольность. Структура волевого акта и мотивационная сфера личности. Механизмы волевой регуляции. Волевые качества личности, возможные пути их формирования. 18. Режимы функционирования психики. Психические состояния. Измененные состояния сознания (психики). Управление состояниями, принципы, условия и основные методы работы с негативными переживаниями (Ф. Василюк «Психотехники переживаний»). 19. Соотношение теории и научной гипотезы. Основы планирования эксперимента: проблема, цель, задачи, виды переменных, подбор методов сбора данных и пр. На материале собственной выпускной квалификационной (дипломной) работы. 20. Общение как основной механизм социализации. Функции общения, структура общения (компоненты) и процесс. Общение как основное условие и механизм профессионального воздействия. Компетентность в общении как профессиональная квалификация психолога. 21. Самосознание. Место самосознания в структуре личности. Формирование индивидуального и группового самосознания. 22. Основные зарубежные и отечественные теории личности. 23. Соотношение темперамента, характера и личности в онтогенетическом развитии человека. Деформации и патологии индивидуального развития. Методы их диагностики. 24. Основные теории мотивации. Мотивы и потребности личности: иерархия мотивов, функции. Направленность личности, личностный смысл. 25. Познавательные процессы: виды познавательных процессов, функции. Основные теоретические подходы к изучению познания. 26. Комплексное индивидуально-психологическое обследование: принципы, нормы, условия, проблема адекватности методов. 27. Методы психологии: исследование, обследование и преобразование. Их различия и взаимодополняемость. Соотношение диагностики и коррекции. Показать на примере своей специализации. 28. Способности. Сходство и различия между способностями и навыками. Диагностика способностей: методы, тенденции развития методов. 29. Соотношение воображения и творческого мышления. Эрудированность и творчество. Исследования творчества. Диагностика креативности. Развитие творческого потенциала. 30. Стадии онтогенетического развития человека: сравнительный анализ подходов отечественных и зарубежных авторов. Использование идеи стадиальности индивидуального развития для целей обучения и психотерапии (психологического консультирования). 31. Понятие деятельности. Структура деятельности. Внутренний и внешний план деятельности, взаимопереходы между ними. Виды деятельностей. Понятие ведущей деятельности в концепции Л.С. Выготского–А.Н. Леонтьева. 32. Эмоции и чувства. Социальные нормы эмоционального реагирования, феномены коллективных эмоциональных состояний. Индивидуальные особенности эмоционального реагирования. Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции. 33. Характеристика процессов сенсорно-перцептивного отражения: ощущение и восприятие. Сходство и различие этих процессов. Основные подходы к изучению сенсорно-перцептивных процессов в разных психологических и психофизиологических теориях. Значение развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. 34. Психологические и физиологические теории памяти. Основные мнемические процессы: запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание. Их характеристика. 35. Мышление и речь. Функции и виды речи. Стадии развития понятий. Особенности развития речи в раннем и дошкольном возрасте (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Дж. Брунер). Характеристики обыденного сознания у взрослых. 36. Воображение, виды воображения, механизмы создания образов воображения. Соотношение воображения и мышления. Развитие воображения в онтогенезе. Использование воображения в построении современных психотехнических и психотерапевтических процедур. 37. Анализ теорий и подходов к проблеме внимания. Внимание в социальных отношениях, управление вниманием группы. Место внимания в профессиональной деятельности психолога. 38. Возрастные аспекты психических расстройств. Психология девиантного поведения (психопатология, патохарактерологические и психопатологические особенности поведения, аддикции и пр.). 39. Психологическое консультирование: понятие, цели, задачи, принципы. Основные направления в психологическом консультировании. Особенности консультирования отдельного человека, семьи и организации. 40. Сущность преобразующего воздействия. Объект, цель, задачи и принципы. Соотношение понятий: «психотерапия», «психологическое консультирование» и «психологическая коррекция». 41. Основные направления практической деятельности психолога. Содержание и структура профессиональной психологической деятельности, ее мотивы. Методы активного социально-психологического воздействия. 42. Особенности профессиональной деятельности психолога в различных учреждениях. Принципы организации психологических служб. 43. Лидерство и руководство в малой группе. Динамические процессы в малой группе. Управление коллективом; причины возникновения конфликтов и их профилактика. 44. Психическое развитие. Соотношение созревания и развития. Закономерности и условия и движущие силы психического развития. Понятие нормы в психическом развитии. Проявление не нормативности психического развития. 45. Межличностные отношения. Проблемы межличностного взаимодействия. Психологические механизмы защиты. Психическое, физическое и социальное здоровье. 46. Социальная сущность и функции семьи. Жизненный цикл развития семьи. Кризисные периоды в браке. Основные направления работы психолога с семьей на каждом этапе жизненного цикла. 47. Культурно-исторический подход к исследованию человека. Социальная природа человека. 48. Отражение как всеобщее свойство материи. Стадии развития психических форм отражения. 49. Агрессия. Филогенетические предпосылки, социальная регламентация, психологические механизмы. 50. Социально-психологические подходы к изучению любви. Любовь в межличностных отношениях: аттракция, близость, интимность… 51. Гендерные различия. Их проявления на индивидном, индивидуально-личностном, социально-психологическом и культурном уровнях. 52. Психологическое воздействие как социально-психологическая задача. Экологические требования к психологическому воздействию в средствах массовой информации.
Источник: RW-1700011064 |