К РАЗДЕЛУ 1 1."Материалистами называются философы, которые признают лишь существование материальных вещей и тел" /Вольф Х./ Можно ли согласиться с этим определением? 2. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии. • Философия - это эпоха, схваченная в мыслях /Г. Гегель/; • Философия - это сжатое изложение науки своего времени /О. Конт/; • Предмет философии - логический анализ языка науки /Л. Витгенштейн/; • Главный вопрос философии - это вопрос о том, стоит ли человеку жить /А. Камю/; • В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия /К. Ясперс/. 3. Английский философ и ученый Бертран Рассел, размышляя над вопросом о специфике философии и ее месте в духовной культуре общества, заметил: "Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия" /Рассел Б. История западной философии.- М., 1959. Согласны ли вы с таким определением предмета и места философии в духовной жизни общества? 4. Определите к какому направлению в философии: • объективный идеализм; • субъективный идеализм; • дуализм; • материализм; • деизм. относятся следующие высказывания: 1. "Мир есть воплощение абсолютной идеи". 2. "Все предметы, как живые, так и неживые, побуждаются к деятельности их внутренней природой (свабхава) и точно таким же путем они прекращают свою деятельность". . Определите, к какому направлению в философии: • объективный идеализм; • субъективный идеализм; • дуализм; • материализм; • деизм. Относятся следующие высказывания: 1. начало всего – единица; 2. ни тела вызывают ощущения, а комплексы ощущений образуют тела.
К РАЗДЕЛУ 2 Глава 1 и Глава 2: 1.Какое содержание вкладывается философией в понятие "бытие"? Проанализируйте приведенные ниже высказывания. • Бытие - это Вселенная. • В содержание понятия «бытие» входит природа и общество. • Бытие - это материя. Эти понятия тождественны. • Бытие - это только природа. • Бытие включает в себя все существующее, и материю и сознание. • Бытие - это все, что существует объективно. • Бытие - это материя, ее свойства и проявления. • Бытие - это все то, что существовало в прошлом и существует сейчас. . Эквивалентны ли суждения? Обоснуйте свой ответ. • Все объекты материальны. • Все объекты состоят из материи. . Философ утверждает, что мир состоит из элементов, причем элементы понимаются как: • Тела; • Атомы; • Элементарные частицы; • Ощущения. При каком понимании элементов можно определить, является философ идеалистом или материалистом? Обоснуйте ответ. 4. Определите, против каких философских течений направлены различные части определения материи: • Материя есть философская категория. • Для обозначения объективной реальности. • Которая дана человеку в ощущениях его. • Которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. 5. Известный физик С.Саката отмечает, что в современной физике имеются три точки зрения на природу элементарных частиц: • это атомы Демокрита, первичные элементы материи; • это лишь понятия, созданные для удобства описания физических явлений; • это структурные единицы, относящиеся к одному из бесконечных уровней материи. Охарактеризуйте философские позиции, которые лежат в основе этих трех точек.
К РАЗДЕЛУ 2 Глава 3: 1. Каковы причины возникновения у первобытного человека представлений о душе? 2. Можно ли изучать человеческую психику без учета мозга, нервно-мозговых процессов? 3.Раскройте смысл высказывания древнегреческого философа Платона: деятельность души не есть пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой; размышляя, душа ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая. 4.Можно ли понять природу человеческого сознания, изучая только человеческий мозг? 5.Может ли мыслить мозг, изолированный от внешнего мира?
К РАЗДЕЛУ 2 Глава 4: 1. Проанализируйте следующие определения сущности человека: • Человек - это существо политическое (Аристотель). • Человек - это животное, способное изготовлять орудия труда (Б. Франклин). • Человек - не центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции (Тейяр де Шарден). Какие качества можно включить в понятие человека? 2. Дайте философский анализ следующего высказывания: "Свобода есть познанная необходимость" (Спиноза). 3."Человек обречен быть свободным"(Жан-Поль Сартр). Что означает высказывание Сартра? К какому направлению в философии принадлежит Сартр? 4."Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей". Что имел в виду Ф. Энгельс в своем окружении? 5.Человек должен избавиться от страданий, тогда он будет счастлив (точка зрения буддизма). Человек должен страдать, искупая грехи, только тогда он придет к счастью (точка зрения христианства). Дайте философский анализ этих позиций. Что с вашей точки зрения определяет человеческое счастье?
К РАЗДЕЛУ 2 Глава 5: 1. Некоторые культурологи предлагают понимать под культурой такое поведение человека, которому он научился, а не наследовал генетически. Можно ли принять такое определение? 2. Каково соотношение понятий "культура" и "цивилизация"? 3. Чем объяснить, что такие области знания, как народная медицина, приметы земледельца, народные прогнозы погоды, тайны стеклодувов, скрипичных мастеров не включаются в систему науки? "Мораль - это выдумка человечества, но не вывод из жизненного опыта" (Э. М. Ремарк). Можно ли согласиться с этим суждением. 4. Насколько точна антиномия, сформулированная О. Шпенглером? "Культура и цивилизация - это живое тело души и ее мумия".
К РАЗДЕЛУ 3: 1. Как соотносятся между собой понятия "эмпирическое" и "теоретическое", "чувственное" и "рациональное"? Можно ли считать чувственное познание эмпирическим уровнем, а рациональное - теоретическим? 2. Живое отличается от неживого тем, что может приспосабливаться к среде путем накопления информации и непрерывного обмена веществ с окружающей средой. Можете ли вы согласиться с этим высказыванием? 3. Т. Кун определяет науку как сообщество, объединенное общей парадигмой (образцом научного мышления). В какой мере такое понимание науки соответствует действительности? 4. Найдите правильные ответы о функциях научной теории. • Задача теории - классифицировать объекты науки. • Теория должна описывать явления природы и общества. • Цель всякой теории - объяснение явлений. • Главная задача теории - предсказание новых событий или явлений. • Цель теории - просто и экономно изложить эмпирические данные. 5. П. Фейерабенд утверждает, что наука иррациональна, она основана на мифах, если под мифами понимать непроверяемые сказания постулаты. Имеются ли различия между мифологией и наукой?
Источник: RW-1700011572 |